МКДОУ «Пителинский детский сад №1»
|
Положение о наставничестве в МКДОУ «Пителинский детский сад №1».ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ: нa заседании Заведующая МКДОУ «Пителинский Общего собрания трудового коллектива детский сад № 1» протокол № 1 от 03.09.2020г ________ Л.В. Левочкина приказ №1от 03.09. 2020г Положение о наставничестве в МКДОУ «Пителинский детский сад №1». Общие положения. 1.1. Дошкольное наставничество - разновидность индивидуальной
1.2. Наставничество в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Пителинский детский сад №1» муниципального образования – Пителинский муниципальный район Рязанской области ( далее ДОУ) предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного воспитателя по развитию у молодого или начинающего специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности, а также имеющихся знаний в области воспитания и обучения. 1.3. Основными принципами движения наставничества являются открытость, компетентность, соблюдение норм профессиональной этики. 1.4. Действие настоящего положения распространяется на педагогов и специалистов учреждения. 1.5. Участие в движении наставничества не должно наносить ущерб основной деятельности участников движения. 1.6. Срок данного положения не ограничен. Действует до принятия нового. 2. Цели и задачи наставничества. 2.1. Цель наставничества в ДОУ – оказание помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении; формирование в ДОУ кадрового ядра. 2.2. Задачи наставничества в ДОУ: · привить молодым специалистам интерес к педагогической деятельности и закрепить их в ДОУ; · ускорить процесс профессионального становления воспитателя, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности; · способствовать успешной адаптации молодых специалистов к корпоративной культуре, правилам поведения в ДОУ; · организовать психолого-педагогическую поддержку и оказание помощи начинающим педагогам: · в проектировании и моделировании воспитательно-образовательного процесса; · проектирование развития личности каждого ребёнка и детского коллектива в целом; · формирование умений теоретически обоснованно выбирать средства, методы и организационные формы воспитательно-образовательной работы; · формирование умений определять и точно формулировать конкретные педагогические задачи, моделировать и создавать условия их решения; · формирование уровня профессиональной деятельности и педагогической позиции. 3. Организационные основы наставничества. 3.1. Наставничество в ДОУ организуется на основании приказа заведующего. 3.2. Руководство деятельностью наставников осуществляет старший воспитатель и руководитель ДОУ. 3.3. Руководитель ДОУ выбирает наставника из наиболее подготовленных специалистов, воспитателей по следующим критериям: - высокий уровень профессиональной подготовки; - развитые коммуникативные навыки и гибкость в общении; - опыт воспитательной и методической работы; - стабильные результаты в работе; - богатый жизненный опыт; - способность и готовность делиться профессиональным опытом; - стаж педагогической деятельности не менее 5 лет. 3.4. Наставник может иметь одновременно не более пяти подшефных педагогов. 3.5. Кандидатуры наставников рассматриваются на заседаниях экспертной группы, согласовываются с заведующим ДОУ и утверждаются на педагогическом совете ДОУ. 3.6. Назначение производится при обоюдном согласии наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен, по рекомендации Педагогического Совета, приказом заведующего ДОУ с указанием срока наставничества (не менее одного года). 3.7. Наставничество устанавливается для следующих категорий сотрудников ДОУ: воспитателей, не имеющих трудового стажа педагогической деятельности в ДОУ; специалистов, имеющих стаж педагогической деятельности не более трех лет; воспитателей, переведенных на другую работу, в случае, если выполнение ими новых служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения определенными практическими навыками; воспитателей, нуждающихся в дополнительной подготовке для проведения образовательной деятельности в определенной группе (по определенной тематике). 3.9. Замена наставника производится приказом, заведующим ДОУ в случаях: - увольнения наставника; - перевода на другую работу подшефного или наставника; - привлечения наставника к дисциплинарной ответственности; - психологической несовместимости наставника и подшефного. 3.10. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение молодым воспитателем, специалистом целей и задач в период наставничества. Оценка производится по результатам промежуточного и итогового контроля. 3.11. Для мотивации к работе наставнику устанавливается надбавка к заработной плате из стимулирующего фонда в соответствии с Положением. За успешную работу наставник отмечается заведующим ДОУ по действующей системе поощрения вплоть до представления к почетным званиям. 4. Содержание наставничества. 4.1. Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности. 4.2. Изучать: - деловые и нравственные качества молодого специалиста; - отношение молодого специалиста к проведению образовательной деятельности, коллективу ДОУ, воспитанникам и их родителям; -его увлечения, наклонности. 4.3. Вводить в должность. 4.4. Проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом образовательной деятельности, мероприятий. 4.5. Разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления; давать конкретные задания и определять срок их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь. 4.6. Оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения непосредственно образовательной деятельности, выявлять и совместно устранять допущенные им ошибки. 4.7. Развивать положительные качества молодого специалиста, в т. ч. личным примером, корректировать его поведение в ДОУ, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать расширению общекультурного и профессионального кругозора. 4.8. Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия. 4.9. Подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по результатам наставничества с заключением о прохождении адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста. 4.10. Педагог-наставник: - содействует созданию благоприятных условий для профессионального, роста начинающих педагогов; - обеспечивает атмосферу взаимопомощи; - координирует действия начинающего педагога в соответствии с задачами воспитания и обучения детей; - оказывает помощь в проектировании, моделировании и организации воспитательно-образовательной работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями и задачами реализуемых программ; - передает свой педагогический опыт и профессиональное мастерство; - знакомит в процессе общения с теоретически обоснованными, и востребованными педагогическими технологиями; - консультирует по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала; - оказывает позитивное влияние на рост профессиональной компетентности начинающего педагога. 5. Права наставника. 5.1. Подключать с согласия заведующего ДОУ других сотрудников для дополнительного обучения молодого специалиста. 5.2. Требовать рабочие отчеты у молодого специалиста, как в устной, так и в письменной форме. 6. Обязанности молодого специалиста. 6.1. Изучать Закон РФ "Об образовании", нормативные акты, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности работы ДОУ и функциональные обязанности по занимаемой должности. 6.2. Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности. 6.3. Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним. 6.4. Повышать свой общеобразовательный и культурный уровень. 6.5. Периодически отчитываться по своей работе перед наставником и заместителем заведующего. 7. Права молодого специалиста. 7.1. Защищать свою профессиональную честь и достоинство. 7.2. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения. 7.4. Посещать методические мероприятия, связанные с педагогической деятельностью. 7.6. Повышать квалификацию удобным для себя способом. 8. Руководство работой наставника. 8.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на старшего воспитателя 8.2. Старший воспитатель ДОУ обязан: - представить назначенного молодого специалиста воспитателям ДОУ, объявить приказ о закреплении за ним наставника; - создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста и его наставника; - посетить отдельные занятия и мероприятия, проводимые наставником и молодым специалистом; -оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами; - изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в ДОУ; - определить меры поощрения наставников. 8.3. Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специалистами несет старший воспитатель, заведующий ДОУ. 9. Документы, регламентирующие наставничество. 9.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся: - настоящее Положение; - приказ заведующего ДОУ об организации наставничества; - годовой планы работы ДОУ. Методические рекомендации по развитию наставничества в образовательной организации. Одной из важнейших задач администрации и коллектива образовательной организации является создание условий для профессиональной адаптации молодого педагога к учебно-воспитательной среде. Решить эту проблему поможет создание системы дошкольного наставничества. Наставничество – это социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального опыта, форма преемственности поколений. Кроме того, наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров. Современному детскому саду нужен профессионально компетентный, творчески мыслящий и работающий педагог, способный к осмысленному включению в инновационные процессы. Однако, как показывает анализ дошкольной действительности и социально педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого воспитателя может протекать длительно и сложно. Возврат к наставничеству в современном образовательном процессе как форме работы с молодыми педагогами указывает на недостаточность других используемых управленческих и образовательных технологий подготовки специалистов и возможность применить этот тип отношений как резерв успешного управления профессиональным становлением личности. Задача наставника – помочь молодому воспитателю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Но при назначении наставника администрация детского сада должна помнить, что наставничество – это общественное поручение, основанное на принципе добровольности, и учитывать следующее: педагог наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, (воспитанников), родителей. Желательно и обоюдное согласие наставника и молодого специалиста в совместной работе. Поскольку наставничество является двусторонним процессом, то основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, умениям и навыкам является его готовность к передаче опыта. Педагог наставник должен всячески способствовать, в частности и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания. Наставнику следует: 1) обратить особое внимание молодого специалиста на: - требования к организации учебно-воспитательного процесса; - возможности использования в практической деятельности дидактических и технических средств обучения; - требования к ведению дошкольной документации. 2) обеспечить поддержку молодым педагогам в области: - практического освоения основ педагогической деятельности (проектирование, подготовка, проведение и самоанализ занятия; формы, методы и приемы обучения; психологические основы управления деятельностью воспитанников на занятии, создание благоприятного психологического климата на занятиях и др.); - разработки программы творческого саморазвития; - выбора приоритетной методической темы для самообразования; - определение направлений повышения квалификации; - применение ИКТ- технологий в образовательной практике; - подготовки к предстоящей аттестации на квалификационную категорию. Руководитель образовательного учреждения совместно со старшим воспитателем, педагогом наставником, выстраивая систему работы с молодыми специалистами, должен осуществлять учет различных траекторий профессионального роста молодого педагога (специализация, дополнительная специальность, должностной рост). Выбор формы работы с молодым специалистом должен начинаться с входного анкетирования, тестирования или собеседования, где он расскажет о своих трудностях, проблемах, неудачах. Затем определяется совместная программа работы начинающего учителя с наставником. Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен быть ментором, поучающим молодого и неопытного преподавателя или только демонстрирующим свой собственный опыт. Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным. В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, работу в «малых группах», анализ педагогических ситуаций и пр., развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать мысли. Организация наставничества – это одно из важных направлений деятельности любого руководителя. Руководителю образовательного учреждения следует стремиться к неформальному подходу в обучении педагогической молодежи: обучаюсь – делая; делаю – обучаясь; формировать общественную активность молодых учителей, обучать их объективному анализу и самоанализу. Не следует бояться таких форм работы с молодежью, когда они сами становятся экспертами: присутствуют друг у друга на уроках, посещают уроки своих старших коллег, рефлексируют, обмениваются опытом, мнениями. Целесообразно также проводить анкетирование молодых педагогов. Цели анкетирования: - выявить положительное в методической работе и наметить проблемы, над которыми нужно работать в следующем году; - проследить достижения молодых педагогов по самообразованию, обновлению содержания образования для составления банка данных успешности работы; - выявить степень участия молодых педагогов в реализации единой методической темы: «Дифференцированное обучение воспитанников, как залог повышения качества образовательного процесса». Большую эффективность по сравнению с традиционными формами работы (беседами, консультациями, посещением и обсуждением занятий) имеют новые нетрадиционные или модернизированные: - психологические тренинги, творческие лаборатории, психолого-педагогические деловые игры; - диспуты, конкурсы, круглые столы совместно с родителями и учениками; - «мозговые штурмы», разработка и презентация моделей занятий; - защита творческих работ, передача педагогического опыта от поколения к поколению воспитателями - мастерами. Именно они ускоряют процесс вхождения начинающего воспитателя в образовательную, педагогическую среду. Он чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. В результате молодые коллеги смело идут на аттестацию на более высокую квалификационную категорию, растет их профессионализм. Положительно себя зарекомендовала такая нетрадиционная форма работы с молодыми педагогами, как проведение аукциона педагогических идей. В процессе такого общения воспитатели отмечают для себя все интересное, что они хотели бы применить в своей работе, но у них возникают вопросы, на которые пока нет ответа. Вот тут и возможно объединение опытных учителей наставников и молодых педагогов, которые помогут друг другу. Работа с молодыми специалистами будет более эффективной, если администрация детского сада и наставники подготовят им различные «памятки»: - обязанности воспитателя; - организация работы с неуспевающими воспитанниками; - анализ и самоанализ занятия; - как правильно организовать работу с родителями; - методические рекомендации по проведению родительского собрания, вне групповых мероприятий и др. Администрация детского сада или воспитатель наставник могут создать портфолио молодого специалиста, куда вносятся педагогические находки, достижения, анкеты с отзывами на проведенные занятия и т. д. Это дает возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого воспитателя в процессе наставнической деятельности. Портфолио – своеобразный паспорт повышения профессионального уровня педагога, свидетельствующий о его способностях, самоорганизации, коммуникативных навыках, отвечающий его потребности в практической самореализации. Кроме того, портфолио может быть использован, и как форма полного и разностороннего представления молодого специалиста к аттестации на квалификационную категорию. Создание такого документа позволяет избежать формализма в деятельности наставника, целенаправленно и системно подходить к отбору форм и методов работы с начинающим воспитателем, адекватно оценивать результаты профессионального роста и позитивных изменений в его профессиональной деятельности. Портфолио может вести и сам молодой воспитатель, отмечая в нем повышение своей профессиональной компетентности и достижения в личностном росте. АНКЕТА для молодых педагогов. 1.Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки? Да Нет Частично 2.Каких знаний, умений, навыков вам не хватает в настоящее время?______________________________________________________ 3. В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса вы испытываете трудности? - в календарно-тематическом планировании - проведение занятий - проведение вне групповых мероприятий - общение с коллегами, администрацией - общение с воспитанниками, их родителями -другое (допишите) _____________________________________________ 4. Что представляет для вас наибольшую трудность? - формулировать цели занятия - выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей урока - мотивировать деятельность воспитанников - формулировать вопросы проблемного характера - создавать проблемно-поисковые ситуации в обучении - подготавливать для воспитанников задания различной степени трудности - активизировать деятельность воспитанников на занятии - организовывать сотрудничество между воспитанниками - организовывать само и взаимоконтроль воспитанников - организовывать своевременный контроль и коррекцию ЗУН воспитанников - развивать творческие способности воспитанников другое (допишите)____________________________________________ 5. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора): - самообразованию - практико-ориентированному семинару - курсам повышения квалификации - мастер-классам - творческим лабораториям - индивидуальной помощи со стороны наставника - школе молодого педагога - другое (допишите)__________________________________________ 6. Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора): - типы занятий, методика их подготовки и проведения - методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе - приемы активизации учебно-познавательной деятельности воспитанников - учет и оценка знаний воспитанников - психолого-педагогические особенности воспитанников разных возрастов - урегулирование конфликтных ситуаций - формы работы с родителями - формы и методы педагогического сотрудничества с воспитанниками - другое (допишите) ________________________________________ ПАМЯТКА молодому воспитателю. Уважаемый молодой коллега! Ваша трудовая деятельность только начинается. Поэтому позвольте мне как воспитателю - наставнику поделиться опытом, накопленным за многие годы работы в детском саду воспитателем. Любая деятельность начинается с планирования работы. Не забудьте, составляя план работы: - сделать анализ работы за предыдущий год (если вы работаете в детском саду не первый год); - написать характеристику группы); - определить цель, поставить воспитательные задачи. Постарайтесь спланировать экскурсии, развлечения, темы родительских собраний. Подумайте над темой самообразования (или обобщения опыта работы), выберите удобную для вас форму самообразования. Вы можете включить в план работы следующие разделы: - занятия; - участие в общедошкольных мероприятиях; - дела группы; - работа с родителями; - индивидуальная работа с воспитанниками Приготовьтесь к тому, что воспитатель ведет следующую документацию: -рабочие тетради; - журнал посещаемости; - план воспитательной работы; - личные дела воспитанников; - психолого-педагогические карты изучения личности воспитанников (по необходимости); - папки с разработками воспитательных мероприятий. Составьте себе памятку: - группа, закрепленная за вами; - прикрепленный дошкольный участок; - день выпуска общедошкольной или групповой газеты; - - список многодетных и социально не защищенных семей; - сведения об воспитанниках группы и их родителях с указанием домашнего адреса, телефона; - педсоветы в квартал 1 раз; - расписание занятий группы; - расписание по личной учебной нагрузке; - состав родительского комитета (если е есть Попечительский совет, то указать представителя от группы); - дни рождения воспитанников по месяцам; - дела, которые требуют предварительной подготовки; - акции, в которых могут принять участие родители. ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН работы наставника.
ФИО наставника Подпись наставника «__» ________ 20__ г. Примерная форма индивидуального плана по осуществлению наставничества над молодым педагогом.
Отчет о проделанной работе по организации наставничества.
1 января 2022 в 21:33
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.