МКДОУ «Пителинский детский сад №1»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по обучению грамоте «Грамотейка».

9ade263aa4db8ab89f3fa79197d9a811.jpg 

Содержание программы

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………….................3

1.2. Цель и задачи программы…………………………………………………………………….6

1.3. Содержание программы…………………………………………….........................................7

1.3.1. 1.3.1.  Учебный план. Содержание учебного плана. Первый год обучения (5-6 лет) ….…...7

1.3.2. 1.3.2. Учебный план. Содержание учебного плана. Второй год обучения (6-7 лет) …….…11

1.4. 1.4. Планируемые результаты…………………………………………………………………....16

1.5. 1.4.1. Планируемые результаты. Первый год обучения (5-6 лет)……………………………...16

1.4.2. Планируемые результаты. Второй год обучения (6-7 лет)...……………………….……16

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график …………………………………………………………….17

2.1.1. Календарный учебный график занятий с детьми 5-6 лет ……………………………… 17

2.1.2 Календарный учебный график занятий с детьми 6-7 лет. ……………………………… 20

2.2. Условия реализации программы……………………………………………………………23

2.3. Формы аттестации. Способы проверки результатов освоения программы……………...23

2.3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов……………………..23

2.3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов………………...23

2.4. Оценочные материалы………………………………………………………………………23

2.5. Методические материалы…………………………………………………………………...23

2.6. Список литературы…………………………………………………………………………..27

Приложение………………………………………………………………………………………..28

 

 

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа по обучению грамоте «Грамотейка»направлена на решение речевых задач, а также  формирование аналитико-синтетической деятельности, любознательности, позитивной мотивации, предпосылок учебной деятельности.

Актуальность разработанной программы определяется потребностями участников образовательных отношений (родителей воспитанников и их законных представителей). Способствует в решении задач современного дошкольного образования, обусловленных многообразными изменениями окружающего мира, современными тенденциями в области дошкольного образования, требованиями образовательной государственной политики, ФГОС ДО, актуальными потребностями современного общества.  Также актуальность программы определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"), а именно:

· сп.1.6. ФГОС ДО программа направлена на "обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей";

· п.2.6. "Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности";

· п.2.7. "Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Дополнительная общеобразовательная  программа«Грамотейка» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»,ориентирована на удовлетворение индивидуальных потребностей в речевом развитии, формировании общей культуры воспитанников ДОО. В процессе освоения программы у воспитанников формируются первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся. Дети  знакомятся  со  звучанием  и  протяжённостью  слова,  овладевают способами  интонационного  выделения  звука,  называют  слова  с  заданным звуком, усваивают смыслоразличительную функцию звука, выделяют гласные и согласные звуки, знакомятся со слогом, со слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги.  Это  подготавливает  к  овладению  звуковым  анализом  слов,  т.  е. последовательному вычленению всех звуков по порядку и их дифференцированию по  качественным  характеристикам.  На этой основе впоследствии они обучаются чтению.

Следовательно,  осознание  звукового  состава  слова  и  словесного  состава предложения  подводит  ребёнка  к  порогу  овладения  грамотой,  закладывает основы  нового  отношения  к  языку,  -  сознательного оперирования  им, что является важной предпосылкой успешности школьного обучения. 

Таким образом, дополнительная общеразвивающая программа «Грамотейка», составленная с опорой на положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования будет способствовать интеграции дошкольного и дополнительного образования, как необходимого условия достижения новых образовательных результатов.

Программа «Грамотейка» разработана с учетом следующих нормативных документов:

· Федеральный законот 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» [14];

· Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»[16];

· Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»[13];

· Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» [17];

· Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»[18];

· Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» [19];

· Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»(далее - СанПиН 2.4.1.3049-13)[20];

Отличительная особенность программы «Грамотейка» в том, что она носит вариативный характер используемых с детьми методов и приемов. Предоставляет  систему  увлекательных  игр  и  упражнений  со звуками, буквами, словами, которые помогут детям  сформировать мыслительные операции,  научит  понимать  и  выполнять  учебную  задачу,  овладеть  навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Методологической основой для разработки занятий, используемых в программе являются следующие подходы и концепции:

· Концепция JI. А. Венгера о развитии способностей ребенка дошкольного возраста, со­держащая утверждение, что главное в обучении грамоте - это развитие способностей, позво­ляющих ребенку самостоятельно анализировать, моделировать, находить решения в новых ситуациях, осознанно относиться к собственной деятельности, а не только формирование зна­ний, навыков и умений.

· Теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития: основной путь развития ребенка - это путь обогащения, наполнения наиболее значимыми для дошколь­ника формами и способами деятельности, - путь амплификации.

· Концепция Д.Б. Эльконина, основанная на теории поэтапного формирования умствен­ных действий. Он считал, что “чтение есть воссоздание звуковой формы слова на основе его графического обозначения”.

Принципы, используемые в работе:

Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.

Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.

Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач

Также в программе использованы дидактические принципы: от простого к сложному, от известного к неизвестному, внося элемент занимательности и новизны.

Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе. Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребёнка к обучению в школе. Это является приоритетными направлениями работы  по программе «Грамотейка».

Адресат программы – дети в возрасте 5-7 лет, в т.ч. с ОВЗ (ТНР).

Возрастные особенности: речь - одна  из основных  линий  развития  ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения с взрослыми и детьми. С помощью речи малыш познает мир, высказывает  свои мысли  и  взгляды.  Нормальное  речевое  развитие необходимо ребенку для успешного обучения в школе.

Речь развивается стремительными темпами, и в норме уже к 5 годам правильно произносит  все  звуки  родного  языка;  владеет  значительным словарным запасом; освоил основы грамматического строя речи; владеет начальными формами связной речи (диалогом и монологом), позволяющими ему свободно вступать в контакт с окружающими людьми. В дошкольном возрасте  начинается  элементарное  осознание явлений  родного  языка. Ребенок постигает звуковое строение слова, знакомится с синонимами и антонимами, со словесным составом предложения и т. д. Он способен понять закономерности  построения  развернутого  высказывания (монолога), стремится освоить правила ведения диалога. Формирование элементарного осознания языковых и речевых явлений развивает у детей произвольность речи, создает основу успешного овладения грамотой (чтением и письмом). В дошкольном возрасте наряду с определенными достижениями очевидными становятся  упущения  и  недостатки  в  речевом  развитии  ребенка.  Всякая задержка,  любое нарушение  в  ходе развития речи  ребенка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, на формировании личности целом.

В возрасте 5-6 лет у детей развивается фонематическое восприятие: большинство детей правильно произносят звуки родного языка; проводят звуковой анализ слов, устанавливают последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные. В этом возрасте вырабатывается осознанное отношение к языку, дети овладевают первоначальными навыками чтения, могут писать печатными буквами.

У дошкольников 6-7 лет завершается работа по усвоению элементов грамоты и подготовки руки к письму. Дети ориентируются в звуко - буквенной системе родного языка, проявляют интерес к играм со словами, звуками, буквами. Могут пересказать текст, прочитанный самостоятельно. Понимают смыслоразличительную функцию звука, буквы (врач – грач, банки – санки и т.д.)

Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на два учебных года обучения (сентябрь-май), общее количество учебных часов для освоения программы –114 часов (72 часа на каждый учебный год).

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса – групповая работа в одновозрастном постоянном составе.

Режим занятий - 2 раз в неделю, периодичность - с сентября по май включительно; продолжительность – 5-6 лет: - 25 минут; 6-7 лет: - 30 минут.

1.2. Цель и задачи программы.

Цель: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки  их к усвоению грамоты.

Задачи:

1. развивать у детей интерес к звучащему слову;

2. способствовать развитию у детей диалогической и монологической речи, пополнять словарь детей лексикой;

3. обеспечить максимальный уровень фонематических, звуко-буквенных, графических умений и навыков у дошкольников;

4. формировать у детей мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);

5. формировать умения понимать учебную задачу, планировать ее решение и выполнять самостоятельно;

6. развивать психические процессы;

7. формировать самостоятельность и инициативность.


1.3. Содержание программы.

1.3.1. Учебный план. Содержание учебно-тематического плана. Первый год обучения (возраст 5-6 лет)

Название раздела, темы

Формы проверки реализации программы

Содержание

Количество часов

Практика

1.

Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале неречевых звуков. Формировать у детей восприятие речи в про­цессе произношения слогов, слов и коротких предложений. Формирование фонематического слуха на основе слов, близких по звуковому составу.

2

2.

Понятие о речи

Формирование понятия о речи, ее функции; понятия о слове. Ознакомление с термином слог. Формирование навыка делить на слова на слоги; учить называть слова с заданным слогом. Закрепление умения интонационно выделять звук в слове; различать на слух твердые и мягкие согласные звуки

2

3.

Звук У

Формирование понятия гласный звук. Ознакомление с гласным звуком У, способом его характеристики с опорой на артикуляцию;  выделение его из состава слова. Ознакомление со схемой слова (начало, середина и конец слова). Развитие графических навыков посредством обводки. Ознакомление с буквой У

2

4.

Звук А

Закрепление понятия "слово", "гласный звук". Ознакомление с гласным звуком А. Развитие умение выделять ударный гласный звук в начале слова; составлять небольшие предложения. Развитие графических навыков посредством штриховки. Ознакомление с буквой А

2

5.

Звуки У - А

Формирование умения давать сравнительную характеристику звукам А и У, подбирать слова (картинки) на заданный звук. Закрепление понятие о месте нахождения звука в слове: звук в начале слова. Анализ и синтез сочетаний из двух гласных (АУ, УА)

2

6.

Звук И

Ознакомление с гласным звуком И; выделение его в начале слова. Закрепление понятия: "гласный звук", "слог", "слово". Ознакомление с буквой И. Развитие графических навыков посредством штриховки, обводки

2

7.

Звук П

Ознакомление детей с понятием "согласный глухой звук" и местонахождением звука в конце слов. Формировать умение выделять звук в слогах, в словах (конец слова). Закрепление понятия: "звук", "слово". Ознакомление с согласным звуком П, буквой П. Синтез звукосочетаний: Развитие графических навыков посредством раскрашивания

2

8.

Звук О

Развитие умения выделять гласный звук в начале слова. Ознакомление с гласным звуком О., буквой О. Закрепление  понятия: "звук", "слово". Определение первого и последнего гласного звука фишкой красного цвета (работа со схемой слова) Анализ и синтез сочетаний из двух гласных Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки.

2

9.

Звук М

Ознакомление с согласным звуком М, буквой М. Формирование умение характеризовать звук М по акустическим и артикуляционным признакам ("согласный звонкий звук"). Закрепление навыка в делении слов на слоги. Анализ и синтез слов, состоящих из двух звуков: гласного и согласного (АМ, УМ) Развитие графических навыков посредством обводки, раскрашивания.

2

10.

Звук Н

Ознакомление с согласным звуком Н, буквой Н.

Формирование умение характеризовать звук Н по акустическим и артикуляционным признакам Закрепление навыка деления слов на слоги;  определения места звука в слове.

Учить составлению звуковых схемы и их анализ. Развитие графических навыков посредством штриховки.

2

11.

Звук Б.

Ознакомление с согласным звуком Б, Буквой Б. Формирование умение характеризовать звук Б по акустическим и артикуляционным. Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах Анализ и синтез односложных звукоподражательных слов. Развитие графических навыков посредством обводки, раскрашивания.

2

12.

Звуки Б - П

Формирование умения выделять звуки П – Б, их дифференциация. Формирование умения придумывать слова на заданный звук, соотносить звук и букву.

2

13.

Звук  Т

Ознакомление с согласным звуком Т. Закрепление понятий гласный, согласный твердый звук; определения места звука в словах.  Развитие графических навыков посредством штриховки. Формирование навыка  звукового анализа слогов с выкладыванием схемы.

2

14.

Звук Ть. Буква Т

Ознакомление с согласным звукомТь. Формирование представления  о твердости и мягкости согласного звука. Знакомство с буквой Т. Развитие графических навыков посредством обводки, раскрашивания

2

15.

Звуки Д – Дь

Буква Д

Ознакомление с согласными звуками Д, Дь. Формирование навыка выделять первый и последний согласный в словах, анализировать  слоги и слова; подбирать картинки, названия которых начинаются на звуки  Д, Дь. Закрепление представления  о твердости и мягкости согласного звука. Знакомство с буквой Д. Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки, раскрашивания.

2

16.

Звуки Т - Д

Формирование умения выделять звуки Т – Д, их дифференциация. Формирование умения придумывать слова на заданный звук, соотносить звук и букву. Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки, раскрашивания.

2

17.

Звук К

Ознакомление с согласным звуком К. Анализ и синтез односложного слова, состоящего из трех звуков. Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки, раскрашивания.

2

18.

Такие разные звуки

Упражнение умения подбирать слова на заданный звук;  в различении твёрдых - мягких, звонких - глухих согласных в ряду звуков, слогов, слов, в предложении.  Совершенствование навыка выделения заданного звука из слова.

19.

Звуки К – Кь. Буква К

Ознакомление с согласным звуком Кь, буквой К. Различие твердых и мягких звуков К – Кь. Деление слов на слоги, различение длинных и коротких слов. Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки, раскрашивания.

2

20.

Звук Э. Буква Э

Ознакомление с гласным звуком Э, буквой Э. Закрепление понятия: "гласный звук". Звуковой анализ прямых и обратных слогов. Составление звуко-слоговой схемы слов.

Работа над деформированной фразой с последующим анализом правильно составленных предложений. Выкладывание схемы предложения. Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки, раскрашивания.

2

21.

Звуки Г – Гь.  Буква Г

Ознакомление с согласными звуками Г и Гь, буквой Г. Определение наличия или отсутствия в словах звуков Г, Гь.  Различение твердых и мягких звуков Г, Гь. Звуковой анализ и синтез слов. Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки, раскрашивания.

2

22.

Звуки К - Г

Формирование умения выделять звуки К – Г, их дифференциация. Формирование умения придумывать слова на заданный звук, соотносить звук и букву. Звуковой анализ слова Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки, раскрашивания.

2

23.

Звуки Х  -Хь. Буква Х

Ознакомление с согласными звуками Х, Хь, буквой Х. Выделение согласных звуков Х, Хь среди других звуков. Определение позиции звуков Х, Хь в словах. Различение твердых и мягких звуков Х, Хь. Звукослоговой анализ слова. Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки, раскрашивания.

2

24.

Звук Ы. Буква Ы.

Ознакомление с гласным звуком Ы, буквой Ы. Упражнение  в делении слов на слоги, предложений на слова. Определение места звука в слове. Звуковой анализ слова (бык). Составление и выкладывание схемы предложения. Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки, раскрашивания.

2

25.

Звуки В – Вь.

Буква В

Ознакомление с согласными звуками В – Вь. Выделение согласных звуков В, Вь среди других звуков. Определение позиции звуков в словах. Различение твердых и мягких звуков Х, Хь. Звукослоговой анализ слова (ива). Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки, раскрашивания.

2

26.

Звуки Ф – Фь.

Буква Ф

Ознакомление с согласными звуками Ф – Фь, буквой Ф.Звуковой анализ слов

Упражнение в составлении предложений и делении их на слова. Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки, раскрашивания.

2

27.

Звуки В – Ф.

Формирование умения выделять звуки В – Ф, их дифференциация. Формирование умения придумывать слова на заданный звук, соотносить звук и букву. Составление и выкладывание схемы предложения. Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки.

2

28.

Звуки С – Сь.

Буква С.

Ознакомление с согласными звуками С, Сь, буквой С.  Упражнение в звуковом анализе слов (суп, сети), делении слов на слоги, предложений на слова. Выкладывание схемы предложений.  Подбор слов, начинающихся со звуков С, Сь. Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки, раскрашивания.

2

29.

Звук Ш. Буква Ш.

Ознакомление с согласным звуком Ш, буквой Ш. . Выделение согласного звука Ш среди других звуков. Определение позиции звука Ш в словах. Формирование умения придумывать слова на заданный звук, соотносить звук и букву. Звуковой анализ слова. Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки, раскрашивания.

2

30.

Звуки С – Ш.

Формирование умения выделять звуки С - Ш, давать им характеристику, проводить сравнение. Дифференциация. Формирование умения придумывать слова на заданный звук, соотносить звук и букву. Упражнение в звуковом анализе слов (суша). Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки.

1

31.

Звуки З – Зь.

Буква З

Ознакомление с согласными звуками З, Зь, буквой З.Выделение согласных звуков З, Зь среди других звуков. Определение позиции звуков в словах.  Звукослоговой анализ слов (зима, замок). Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки, раскрашивания.

2

32.

Звук Ж. Буква Ж.

Ознакомление с согласными звуком Ж, буквой Ж. Выделение согласного звука Ж среди других звуков. Определение позиции звука в словах. Подбор слова к схемам звукового анализа. Развитие графических навыков посредством обводки, раскрашивания.

2

33.

Звуки З - Ж

Формирование умения выделять звуки З-Ж, давать им характеристику, проводить сравнение.

Различение звуков ж на материале слогов, слов и предложений. Развитие графических навыков посредством обводки, раскрашивания.

1

34.

Звук  Ц. Буква Ц.

Ознакомление с согласным твердым звуком Ц, буквой Ц. Закрепление представлений о твердости и мягкости согласного звука. Выделение звука Цв речи. Определение позиции звука в словах. Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки, раскрашивания.

1

35.

Звук Ч. Буква Ч.

Ознакомление с согласным звуком Ч, буквой Ч. Выделение согласного звука Ч среди других звуков. Определение позиции звука в словах. Упражнение в звуковом анализе слова (жучки), делении слов на слоги, предложений на слова. Выкладывание схемы предложений.  Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки, раскрашивания.

1

36.

Звуки Ц – Ч.

Формирование умения выделять звуки Ц - Ч, давать им характеристику, проводить сравнение. Дифференциация. Формирование умения придумывать слова на заданный звук, соотносить звук и букву. Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки, раскрашивания.

1

37.

Звук Щ. Буква Щ.

Ознакомление с согласным звуком Щ, буквой Щ. Определение наличия или отсутствия звука Щ в словах, позиции звука в словах. Упражнение в звуковом анализе слова (щука), Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки, раскрашивания.

1

38

Звуки Ч – Щ.

Формирование умения выделять звуки Ч - Щ, давать им характеристику, проводить сравнение.

Различение звуков Ч- Щ на материале слогов, слов и предложений. Развитие графических навыков посредством обводки, раскрашивания.

1

39.

Закрепление пройденного материала. Звук. Слог. Слово. Предложение.

Закрепление понятий: звук, слог, слово, предложение. Совершенствование навыка звукослогового анализа слов, анализа предложения.

2

40.

Закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звуки.

Упражнение умения подбирать слова на заданный звук;  в различении твёрдых - мягких, звонких - глухих согласных в ряду звуков, слогов, слов, в предложении.  Совершенствование навыка выделения заданного звука из слова. Закрепление умения проводить звуковой анализ и синтез слов типа: папа, стол, куст, липа.  Совершенствование навыка анализа предложений. Упражнение  в составлении графических схем предложений.

2

41.

Закрепление пройденного материала.

Итоговое занятие

1

ИТОГО

72

 

1.3.2. Учебный план. Содержание учебно-тематического плана.  Второй год обучения (возраст 6-7 лет)

Название раздела, темы

Формы проверки реализации программы

Содержание

Количество часов

Практика

1.

Звуки речи, слоги, слова, предложение

Определение порядка звуков в словах, порядка слогах в словах, порядка слов в предложении. Уточнение понятия «ряд»  (столбик, строка). Уточнение отличий звука от слога, слога от слова, слова от предложения.

2

2.

ЗвукА, буква А

Выделение звука А в ряду гласных звуков, в слогах, в словах. Знакомство с буквой А. Определение положения звука А в словах. Закрепление буквы А, ее чтение.

2

3.

Звук У, буква У

Выделение звука У в ряду гласных звуков, в слогах, в словах. Знакомство с буквой У. Определение положения звука У в словах

2

4.

Звуки А, У.

Звуковой анализ  и синтез слогов АУ, УА. Чтение слогов АУ, УА, деление слов на слоги.

Выкладывание слогов АУ, АУ

1

5.

Звук О, буква О

Выделение звука О в ряду гласных звуков, в слогах, в словах. Знакомство с буквой О Определение положения звука О в словах, анализ и синтез слогов типа: АО, ОУ, АУО. Чтение слогов типа: АО, УО, УАО. Ударная и безударная позиция О. Выкладывание слогов типа: ОУ, УО, ОА и т.д.

2

6.

Звук И. Буква И

Выделение звука И в ряду гласных звуков, слогов и слов. Подбор слов со звуком И. Знакомство с буквой И. Анализ ряда из 2, 3, 4 гласных звуков. Угадывание гласного звука по беззвучной артикуляции. Выкладывание слогов ИА, АИ, ОУИ,

2

7.

Звук Ы. Буква Ы

Определение положения звука [ы]  в словах. Анализ и синтез слогов и слов с соответствующей буквой. Знакомство с буквой Ы. Чтение слогов, слов и предложений с буквой Ы.

1

8.

Звуки Ы - И

Дифференциация звуков [и] - [ы]. Определение положения звука [и] в словах. Анализ и синтез слогов и слов с соответствующей буквой. Чтение слогов, слов и предложений с буквой И. Выкладывание слов с соответствующей буквой.

1

9.

Звуки М - Мь, буква М, заглавная буква

Выделение звука [м] в ряду звуков, в слогах, в словах. Знакомство с буквой М.. Выкладывание слогов АМ, ОМ, УМ. Дифференциация звуков [м] - [мь]. Определение положения звуков [м] - [мь] в словах. Анализ и синтез слогов МА, МО, МУ, слова МАМА. Чтение и печатание слогов. Заглавные буквы, слова с этими буквами.

2

10.

Звуки П – Пь, Буква П

Выделение звука [п] в ряду звуков, в слогах, в словах. Знакомство с буквой П. Чтение слогов, слов с соответствующей буквой. Дифференциация звуков [п] - [пь]. Определение положения звуков [п] - [пь] в звуков, в слогах, в словах. Чтение и печатание слогов ПА, ПИ, ПУ. Деление слов на слоги.

2

11.

Звуки Т – Ть. БукваТ

Выделение звука Тв ряду звуков, в слогах, в словах. Знакомство с буквой Т. Дифференциация звуков Т – Ть . Определение положения звуков Т – Ть в словах. Анализ и синтез слогов и слов с соответствующей буквой. Многозначные слова. Чтение и печатание слогов ТА, ТУ, ТИ, АТ, УТ, ИТ. Выкладывание слов с соответствующей буквой.

2

12.

Звуки П - Т

Упражнение навыка различать звуки П – Т, выделять первый звук в слове, подбирать слова на заданный звук. Закрепление знания образа букв П – Т.

1

13.

Звуки К – Кь. Буква К

Выделение звука [к] в ряду звуков, в слогах, в словах. Дифференциация звуков [к] - [кь]. Определение положения звуков [к] - [кь] в словах. Анализ и синтез слов Знакомство с буквой К. Чтение и печатание слогов ак, ок, ку, ки.  Выкладывание слогов, добавление буквы с соответствующей буквой.

2

14.

Звук Э. Буква Э.

Выделение звуков [э] в ряду звуков, в слогах, в словах. Определение местоположения звука [э] в словах. Знакомство с буквой Э. Выкладывание и печатание слогов

1

15.

Звуки Х – Хь. Буква Х.

Выделение звука [х] в ряду звуков, в слогах, в словах. Знакомство с буквой Х. Дифференциация звуков [х] - [хь]. Определение положения звуков [х] - [хь] в словах. Анализ и синтез слогов и слов (ха, хи, мухи). Чтение и печатание слоговоколо синего и зеленого кружка (ах, пух, тихо, хи, мухи)

2

16.

Звуковой анализ слов. Ударение.

Знакомство с ударением. Упражнение в подборе слов к схемам звукового анализа.Дописывание элементов букв, составление слов (эхо, мох, муха)

1

17.

Звуки К-Х, Кь-Хь

Упражнение навыка различать звуки К-Х, Кь-Хь, выделять первый звук в слове, подбирать слова на заданный звук, соотносить звук и букву. Звукослоговой анализ слов, анализ предложения.

1

18.

Звуки С, Сь.

 Буква С

Выделение звука [с] в ряду звуков, в слогах, в словах. Знакомство с буквой С. Дифференциация звуков [с] - [сь]. Определение положения звуков [с] - [сь] в словах. Анализ и синтез слогов и Печатание предложения. Знакомство со словами – предметами.

2

19.

Звуки Н-Нь.

Буква Н

Выделение звуков Н, Нь в словах Дифференциация. Определение положения звуков [н] - [нь] в словах. Анализ и синтез слогов и слов (на, но, ну, ин, кони) Знакомство с буквой Н. Выкладывание и печатание слогов, слов, предложений

2

20.

Звуки З, Зь.

Буква З

Выделение звука [з] в ряду звуков, в слогах, в словах. Дифференциация звуков [з] - [зь]. Определение положения звуков в словах. Составление слов по заданному количеству звуков Синтез слов из звуков)Формирование навыка добавлять слоги для получения слов.Выкладывание и печатание предложений

2

21.

Звуки С – З

Дифференциация звуков З-С, Зь-Сь. Добавление нужных звуков Печатание слов около символов

1

22.

В стране звуков

Закрепление понятия о речи, ее функции; понятия о слове, слоге. Упражнение в делении слов на слоге, подборе картинок (слов) на заданное количество  слогов; названии слова с заданным слогом. Закрепление умения интонационно выделять звук в слове; различать на слух твердые и мягкие согласные звуки.

23.

Звуки Л, Ль. Буква Л

Определение позиции звуков Л, Ль, в словах, их дифференциация. Звукослоговой анализ слова  Подбор слов к схемам звукослогового анализа (Печатание слов по схеме предложение

2

24.

Звук и буква Ш

Определение позиции звука Ш в словах. Звуковой анализ слов.  Составление имен детей из слогов (ми-ША, са-ША, па-ША, ма-ША). Печатание слов по месту буквы в словах предложения

2

25.

Звуки С – Ш

Дифференциация звуков Б-П, Бь-Пь, Анализ и синтез слогов и слов с соответствующими буквами

1

26.

ЗвукиБ–Бь.

БукваБ

Определение позиции звуков Б, Бь, в словах, их дифференциация. Синтез звуков в слова звуковой анализ слова (булка). Чтение и печатание слов, составление их из слогов

1

27.

ЗвукиП-Б

Упражнение навыка различать звуки С-Ш выделять первый звук в слове, подбирать слова на заданный звук, соотносить звук и букву..Звукослоговой анализ слов, анализ предложения.

1

28.

Звуки Р, Рь.

Буква Р

Определение позиции звуков Р, Рь, в словах, их дифференциация. Составление слогов наоборот Звуковой анализ слова Чтение, печатанье слов, предложений с буквой Р. Совершенствование навыка составлять слово из букв

2

29.

Звуки Р – Л – Рь - Ль

Дифференциация звуков Л-Р, Ль-Рьна слух и в произношении. Чтение и печатание предложений.  Составление схемы предложения. Разгадывание ребусов.

1

30.

Звук и букваЖ

Определение позиции звука Ж в словах. Звуковой анализ слова Чтение и печатание слов по схеме Дописывание букв в предложении и чтение

1

31.

Звуки  Ж – З

Дифференциация звуков Ж-З. Анализ и синтез слогов и слов с соответствующими буквами

1

32.

Звуки Ж – Ш

Дифференциация звуков Ж – Ш. Подбор слов к схемам по картинкам. Знакомство с правилом ЖИ и ШИ пиши с буквой И. Чтение и печатание слов

1

33.

Звук и буква Й

Определение позиции звука Й в словах. Печатание слов с буквой Й

1

34.

БукваЕ

Определение позиции звука Е в словах. Звуковой анализ слова (белка). Совершенствование навыка заканчивать слово по первому слогу (Чтение и печатание предложений, составление его из отдельных слов

1

35.

БукваЁ

Определение позиции звука Ё в словах. Закрепление умения отгадывать загадки и записывать слова отгадки

1

36.

Е-Ё

Дифференциация звуков Е-Ё. Звуковой анализ слова (ёжик). Печатание слов действий  предложения

1

37.

ЗвукиД-Дь.

Буква Д.

Определение позиции звуков Д, Дь в словах, их дифференциация. Синтез звуков в слова (Совершенствование навыка подбора слов (по картинкам) к заданной схеме. Составление и запись предложения (у дома дубок)

1

38.

ЗвукиТ – Д,Ть - Дь

Дифференциация звуков Т-Д, Ть-Дь. Совершенствование навыка изменять слова, меняя звук Д на Т и наоборот

1

40.

Звуки В-Вь.

Буква В

Определение позиции звуков В, Вь в словах, их дифференциация. Звуковой анализ слова Упражнение в добавлении нужных звуков. Печатание слов, дописывание элементов букв. Составление и запись слова по схеме Составление и запись предложения

1

41.

Звуки Г, Гь. Буква Г

Определение позиции звуков Г, Гь в словах, их дифференциация. Синтез слогов в слова (Анализ слова). Печатание слов под рисунками (гол, гуси, груша, газета); предложения по картинке

1

42.

Звуки Г - К

Дифференциация звуков К-Г, Кь-Гь. . Совершенствование навыка изменять слова, меняя звук Г на К и наоборот  и печатать их

1

43.

Буква Я

Определение позиции звука Я в словах. Звуковой анализ слова). Закрепления навыка подбирать слова с заданным количеством слогов и позиций звука. Печатание буквы Я, слов (яма, мясо, язык; Таня ела пряник).

1

44.

Звуки Ф, Фь.

Буква Ф

Определение позиции звуков Ф, Фь в словах. Звуковой анализ слова (фонари). Чтение и печатание слов, подбирая их по схеме (фото, фара – туфли, кофта – шарф, шкаф). Составление предложения по картинке

1

45.

Звуки  Ф -В

Дифференциация звуков В-Ф, Вь-Фь). Закрепление умения подбирать подходящий звук

1

46.

Звук и буква Ю

Определение позиции Ю в словах. Звуковой анализ слова (салют). Совершенствование навыка составлять слово избуквуЧтение слов, составление из них предложений и написание их

1

47.

Звук и буква Ц

Определение позиции звукаЦ в словах. Звукослоговой анализ слова цыплята. Печатание слов по схемам Составление и печатание предложения по сюжетной картинке

1

48.

Звуки С – Ц

Синтез звуков в словаПечатание слов возле букв

1

49.

Звук и буква Ч

Определение позиции звука Ч в словах. Подбор слова к схеме Печатание слов и предложений (Составление и печатание предложения по картинке

1

50.

Звук и буква Щ

Определение позиции звука Щ в словах. Звуковой анализ слова плащ. Чтение и печатание слов и предложений (щит плащ вещи: У нас щенок. Он пищит). Составление схемы предложения.

1

51.

Звуки Ч-Щ

 Дифференциация звуков Ч-Щ. Печатание слов к картинкам бочка щука ручка плащ девочка овощи Составление предложений по картинкам, печатание их: Дети пошли в рощу. На елке была белочка

1

52.

Буква Ь

Звуковой анализ слов, сравнение количества букв и звуков в слове гусь. Подбор слов к схемам. Звуковой анализ слова карась. Составление предложений, печатание

1

53.

Буква Ъ

Звуковой анализ слов, сравнение количества звуков и букв в слове подъезд. Печатание слов возле рисунков Печатание предложения.

1

54.

Слова обозначающие предмет

Звуковой анализ слова берёза. Чтение слов на карточке и печатание их под вопросами кто? Что

1

55.

Слова обозначающие действие

Синтез звуков в слова. Запись действий, выполняемых с предметами (пишу, рисую, читаю, Печатание  предложения

1

56.

Слова обозначающие признак предмета

Подбор слова к схемам, Звуковой анализ на слова абрикос. Печатание предложения, добавление слов, подходящих по смыслу, ответ на вопрос какой? какая?

1

57

Закрепление пройденного материала

Упражнение умения подбирать слова на заданный звук;  в различении твёрдых-мягких, звонких-глухих согласных в ряду звуков, слогов, слов, в предложении.  Совершенствование навыка выделения заданного звука из слова. Упражнение умения подбирать слова на заданный звук;  в различении твёрдых-мягких, звонких-глухих согласных в ряду звуков, слогов, слов, в предложении.  Совершенствование навыка звукового анализа слов, анализа предложений без предлогов и с простыми предлогами. Чтение предложений.

1

ИТОГО

72


1.4. Планируемые результаты.

В результате освоения программы воспитанники научатся (знать и уметь):

1.4.1. Планируемые результаты. Первый год обучения (5-6 лет)

· Знать некоторые буквы русского алфавита;

· Понимать и использовать в речи термины «звук» и «буква»;

· Определять место звука в слове: в начале, середине и конце;

· Пользоваться графическим обозначением звуков (гласные –красный цвет, твердые согласные – синий, мягкие согласные - зеленый);

· Соотносить звук и букву;

· Проводить звуковой анализ простых слов;

· Правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;

· Составлять предложение из 2 – 3 слов, анализировать его;

· Записывать слоги и короткие слова условными обозначениями, буквами.

 

1.4.2.  Планируемые результаты. Второй год обучения (6-7 лет)

· Проводить звуковой анализ сложных слов;

· Составлять предложения из 3 и более слов, с использованием предлогов, анализировать его;

· Проявлять интерес к звучащему слову, чтению и письму;

· Ориентироваться в звукобуквенной системе родного языка;

· Понимать смыслоразличительную функцию звуков, букв;

· Записывать слова, короткие предложения печатными буквами;

· Разгадывать кроссворды, ребусы;

· Читать слова, предложения, небольшие тексты, понимать прочитанное;

· Ориентироваться в тетради в линейку (широкая и узкая строка);

· Овладевать предпосылками учебной деятельности.


Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.

 

2.1.1. Календарный учебный график занятий с детьми 5-6 лет на 2021-2022 учебный год.

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

 1.

Сентябрь

07.09

08.09

16:00

НОД

2

Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках

группа

2.

Сентябрь

14.09

15.09

16:00

НОД

2

Понятие о речи

группа

3.

Сентябрь

21.09

22.09

16:00

НОД

2

Звук У

группа

4.

Сентябрь

28.09

29.09

16:00

НОД

2

Звук А

группа

5.

Октябрь

05.10

06.10

16:00

НОД

2

Звуки У - А

группа

6.

Октябрь

12.10

13.10

16:00

НОД

2

Звук И

группа

7.

Октябрь

19.10

20.10

16:00

НОД

2

Звук П

группа

8.

Октябрь

26.10

27.10

16:00

НОД

2

Звук О

группа

9.

Ноябрь

02.11

03.11

16:00

НОД

2

Звук М

группа

10.

Ноябрь

9.11

10.11

16:00

НОД

2

Звук Н

группа

11.

Ноябрь

16.11

17.11

16:00

НОД

2

Звук Б.

группа

12.

Ноябрь

23.11

16:00

НОД

1

Звуки Б - П

группа

13.

Ноябрь

24.11

16:00

НОД

1

Звук  Т

группа

14.

Ноябрь-декабрь

30.11

01.12

16:00

НОД

2

Звук Ть. Буква Т

группа

15.

Декабрь

07.12

08.12

16:00

НОД

2

Звуки Д – Дь

Буква Д

группа

16.

Декабрь

14.12

15.12

16:00

НОД

2

Звуки Т - Д

группа

17.

Декабрь

21.12

22.12

16:00

НОД

2

Звук К

группа

18.

Декабрь

28.12

16:00

НОД

1

Такие разные звуки

группа

Итоговое занятие

19.

Январь

20.

Январь

21.

Январь

11.01

12.01

16:00

НОД

2

Звуки К – Кь. Буква К

группа

22.

Январь

18.01

19.01

16:00

НОД

2

Звук Э. Буква Э

группа

23.

Январь

25.01

26.01

16:00

НОД

2

Звуки Г – Гь.  Буква Г

группа

24.

Февраль

01.02

02.02

16:00

НОД

2

Звуки К - Г

группа

25.

Февраль

08.02

09.02

16:00

НОД

2

Звуки Х  -Хь. Буква Х

группа

26.

Февраль

15.02

16.02

16:00

НОД

2

Звук Ы. Буква Ы.

группа

27.

Февраль

22.02

24.02

16:00

НОД

2

Звуки В – Вь.

Буква В

группа

28.

Март

01.03

02.03

16:00

НОД

2

Звуки Ф – Фь.

Буква Ф

группа

29.

Март

09.03

10.03

16:00

НОД

2

Звуки В – Ф.

группа

30.

Март

15.03

16.03

16:00

НОД

2

Звуки С – Сь.

Буква С.

группа

31.

Март

22.03

23.03

16:00

НОД

2

Звук Ш. Буква Ш.

группа

32.

Апрель

05.04

16:00

НОД

1

Звуки С – Ш.

группа

33.

Апрель

06.04

12.04

16:00

НОД

2

Звуки З – Зь.

Буква З

группа

34.

Апрель

13.04

19.04

16:00

НОД

2

Звук Ж. Буква Ж.

группа

35.

Апрель

20.04

16:00

НОД

1

Звуки З - Ж

группа

36.

Апрель

26.04

27.04

16:00

НОД

2

Звук  Ц. Буква Ц.

группа

37.

Апрель

03.05

04.05

16:00

НОД

2

Звук Ч. Буква Ч.

группа

38.

Май

10.05

16:00

НОД

1

Звуки Ц – Ч.

группа

39.

Май

 11.05

16:00

НОД

1

Звук Щ. Буква Щ.

группа

40.

Май

17.05

16:00

НОД

1

Звуки Ч – Щ.

группа

41.

Май

18.05

16:00

НОД

1

Закрепление пройденного материала. Звук. Слог. Слово. Предложение.

группа

42.

Май

24.05

16:00

НОД

1

Закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звуки.

группа

43.

Май

25.05

31.06

16:00

НОД

1

Волшебный мир звуков

группа

Итоговое откр

1 января 2022 в 14:11

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.