|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по обучению грамоте «Грамотейка».
Содержание программы
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы |
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………….................3
1.2. Цель и задачи программы…………………………………………………………………….6 |
1.3. Содержание программы…………………………………………….........................................7
1.3.1. 1.3.1. Учебный план. Содержание учебного плана. Первый год обучения (5-6 лет) ….…...7
1.3.2. 1.3.2. Учебный план. Содержание учебного плана. Второй год обучения (6-7 лет) …….…11 |
1.4. 1.4. Планируемые результаты…………………………………………………………………....16
1.5. 1.4.1. Планируемые результаты. Первый год обучения (5-6 лет)……………………………...16
1.4.2. Планируемые результаты. Второй год обучения (6-7 лет)...……………………….……16
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график …………………………………………………………….17
2.1.1. Календарный учебный график занятий с детьми 5-6 лет ……………………………… 17
2.1.2 Календарный учебный график занятий с детьми 6-7 лет. ……………………………… 20
2.2. Условия реализации программы……………………………………………………………23
2.3. Формы аттестации. Способы проверки результатов освоения программы……………...23
2.3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов……………………..23
2.3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов………………...23
2.4. Оценочные материалы………………………………………………………………………23
2.5. Методические материалы…………………………………………………………………...23
2.6. Список литературы…………………………………………………………………………..27
Приложение………………………………………………………………………………………..28
|
|
|
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по обучению грамоте «Грамотейка»направлена на решение речевых задач, а также формирование аналитико-синтетической деятельности, любознательности, позитивной мотивации, предпосылок учебной деятельности.
Актуальность разработанной программы определяется потребностями участников образовательных отношений (родителей воспитанников и их законных представителей). Способствует в решении задач современного дошкольного образования, обусловленных многообразными изменениями окружающего мира, современными тенденциями в области дошкольного образования, требованиями образовательной государственной политики, ФГОС ДО, актуальными потребностями современного общества. Также актуальность программы определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"), а именно:
· сп.1.6. ФГОС ДО программа направлена на "обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей";
· п.2.6. "Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности";
· п.2.7. "Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
Дополнительная общеобразовательная программа«Грамотейка» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»,ориентирована на удовлетворение индивидуальных потребностей в речевом развитии, формировании общей культуры воспитанников ДОО. В процессе освоения программы у воспитанников формируются первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся. Дети знакомятся со звучанием и протяжённостью слова, овладевают способами интонационного выделения звука, называют слова с заданным звуком, усваивают смыслоразличительную функцию звука, выделяют гласные и согласные звуки, знакомятся со слогом, со слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги. Это подготавливает к овладению звуковым анализом слов, т. е. последовательному вычленению всех звуков по порядку и их дифференцированию по качественным характеристикам. На этой основе впоследствии они обучаются чтению.
Следовательно, осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит ребёнка к порогу овладения грамотой, закладывает основы нового отношения к языку, - сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой успешности школьного обучения.
Таким образом, дополнительная общеразвивающая программа «Грамотейка», составленная с опорой на положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования будет способствовать интеграции дошкольного и дополнительного образования, как необходимого условия достижения новых образовательных результатов.
Программа «Грамотейка» разработана с учетом следующих нормативных документов:
· Федеральный законот 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» [14];
· Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»[16];
· Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»[13];
· Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» [17];
· Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»[18];
· Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» [19];
· Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»(далее - СанПиН 2.4.1.3049-13)[20];
Отличительная особенность программы «Грамотейка» в том, что она носит вариативный характер используемых с детьми методов и приемов. Предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Методологической основой для разработки занятий, используемых в программе являются следующие подходы и концепции:
· Концепция JI. А. Венгера о развитии способностей ребенка дошкольного возраста, содержащая утверждение, что главное в обучении грамоте - это развитие способностей, позволяющих ребенку самостоятельно анализировать, моделировать, находить решения в новых ситуациях, осознанно относиться к собственной деятельности, а не только формирование знаний, навыков и умений.
· Теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития: основной путь развития ребенка - это путь обогащения, наполнения наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности, - путь амплификации.
· Концепция Д.Б. Эльконина, основанная на теории поэтапного формирования умственных действий. Он считал, что “чтение есть воссоздание звуковой формы слова на основе его графического обозначения”.
Принципы, используемые в работе:
Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.
Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач
Также в программе использованы дидактические принципы: от простого к сложному, от известного к неизвестному, внося элемент занимательности и новизны.
Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе. Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребёнка к обучению в школе. Это является приоритетными направлениями работы по программе «Грамотейка».
Адресат программы – дети в возрасте 5-7 лет, в т.ч. с ОВЗ (ТНР).
Возрастные особенности: речь - одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения с взрослыми и детьми. С помощью речи малыш познает мир, высказывает свои мысли и взгляды. Нормальное речевое развитие необходимо ребенку для успешного обучения в школе.
Речь развивается стремительными темпами, и в норме уже к 5 годам правильно произносит все звуки родного языка; владеет значительным словарным запасом; освоил основы грамматического строя речи; владеет начальными формами связной речи (диалогом и монологом), позволяющими ему свободно вступать в контакт с окружающими людьми. В дошкольном возрасте начинается элементарное осознание явлений родного языка. Ребенок постигает звуковое строение слова, знакомится с синонимами и антонимами, со словесным составом предложения и т. д. Он способен понять закономерности построения развернутого высказывания (монолога), стремится освоить правила ведения диалога. Формирование элементарного осознания языковых и речевых явлений развивает у детей произвольность речи, создает основу успешного овладения грамотой (чтением и письмом). В дошкольном возрасте наряду с определенными достижениями очевидными становятся упущения и недостатки в речевом развитии ребенка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, на формировании личности целом.
В возрасте 5-6 лет у детей развивается фонематическое восприятие: большинство детей правильно произносят звуки родного языка; проводят звуковой анализ слов, устанавливают последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные. В этом возрасте вырабатывается осознанное отношение к языку, дети овладевают первоначальными навыками чтения, могут писать печатными буквами.
У дошкольников 6-7 лет завершается работа по усвоению элементов грамоты и подготовки руки к письму. Дети ориентируются в звуко - буквенной системе родного языка, проявляют интерес к играм со словами, звуками, буквами. Могут пересказать текст, прочитанный самостоятельно. Понимают смыслоразличительную функцию звука, буквы (врач – грач, банки – санки и т.д.)
Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на два учебных года обучения (сентябрь-май), общее количество учебных часов для освоения программы –114 часов (72 часа на каждый учебный год).
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса – групповая работа в одновозрастном постоянном составе.
Режим занятий - 2 раз в неделю, периодичность - с сентября по май включительно; продолжительность – 5-6 лет: - 25 минут; 6-7 лет: - 30 минут.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты.
Задачи:
1. развивать у детей интерес к звучащему слову;
2. способствовать развитию у детей диалогической и монологической речи, пополнять словарь детей лексикой;
3. обеспечить максимальный уровень фонематических, звуко-буквенных, графических умений и навыков у дошкольников;
4. формировать у детей мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);
5. формировать умения понимать учебную задачу, планировать ее решение и выполнять самостоятельно;
6. развивать психические процессы;
7. формировать самостоятельность и инициативность.
1.3. Содержание программы.
1.3.1. Учебный план. Содержание учебно-тематического плана. Первый год обучения (возраст 5-6 лет)
№ |
Название раздела, темы |
Формы проверки реализации программы |
Содержание |
Количество часов |
Практика |
1. |
Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках |
|
Развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале неречевых звуков. Формировать у детей восприятие речи в процессе произношения слогов, слов и коротких предложений. Формирование фонематического слуха на основе слов, близких по звуковому составу. |
2 |
2. |
Понятие о речи |
|
Формирование понятия о речи, ее функции; понятия о слове. Ознакомление с термином слог. Формирование навыка делить на слова на слоги; учить называть слова с заданным слогом. Закрепление умения интонационно выделять звук в слове; различать на слух твердые и мягкие согласные звуки |
2 |
3. |
Звук У |
|
Формирование понятия гласный звук. Ознакомление с гласным звуком У, способом его характеристики с опорой на артикуляцию; выделение его из состава слова. Ознакомление со схемой слова (начало, середина и конец слова). Развитие графических навыков посредством обводки. Ознакомление с буквой У |
2 |
4. |
Звук А |
|
Закрепление понятия "слово", "гласный звук". Ознакомление с гласным звуком А. Развитие умение выделять ударный гласный звук в начале слова; составлять небольшие предложения. Развитие графических навыков посредством штриховки. Ознакомление с буквой А |
2 |
5. |
Звуки У - А |
|
Формирование умения давать сравнительную характеристику звукам А и У, подбирать слова (картинки) на заданный звук. Закрепление понятие о месте нахождения звука в слове: звук в начале слова. Анализ и синтез сочетаний из двух гласных (АУ, УА) |
2 |
6. |
Звук И |
|
Ознакомление с гласным звуком И; выделение его в начале слова. Закрепление понятия: "гласный звук", "слог", "слово". Ознакомление с буквой И. Развитие графических навыков посредством штриховки, обводки |
2 |
7. |
Звук П |
|
Ознакомление детей с понятием "согласный глухой звук" и местонахождением звука в конце слов. Формировать умение выделять звук в слогах, в словах (конец слова). Закрепление понятия: "звук", "слово". Ознакомление с согласным звуком П, буквой П. Синтез звукосочетаний: Развитие графических навыков посредством раскрашивания |
2 |
8. |
Звук О |
|
Развитие умения выделять гласный звук в начале слова. Ознакомление с гласным звуком О., буквой О. Закрепление понятия: "звук", "слово". Определение первого и последнего гласного звука фишкой красного цвета (работа со схемой слова) Анализ и синтез сочетаний из двух гласных Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки. |
2 |
9. |
Звук М |
|
Ознакомление с согласным звуком М, буквой М. Формирование умение характеризовать звук М по акустическим и артикуляционным признакам ("согласный звонкий звук"). Закрепление навыка в делении слов на слоги. Анализ и синтез слов, состоящих из двух звуков: гласного и согласного (АМ, УМ) Развитие графических навыков посредством обводки, раскрашивания. |
2 |
10. |
Звук Н |
|
Ознакомление с согласным звуком Н, буквой Н.
Формирование умение характеризовать звук Н по акустическим и артикуляционным признакам Закрепление навыка деления слов на слоги; определения места звука в слове.
Учить составлению звуковых схемы и их анализ. Развитие графических навыков посредством штриховки. |
2 |
11. |
Звук Б. |
|
Ознакомление с согласным звуком Б, Буквой Б. Формирование умение характеризовать звук Б по акустическим и артикуляционным. Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах Анализ и синтез односложных звукоподражательных слов. Развитие графических навыков посредством обводки, раскрашивания. |
2 |
12. |
Звуки Б - П |
|
Формирование умения выделять звуки П – Б, их дифференциация. Формирование умения придумывать слова на заданный звук, соотносить звук и букву. |
2 |
13. |
Звук Т |
|
Ознакомление с согласным звуком Т. Закрепление понятий гласный, согласный твердый звук; определения места звука в словах. Развитие графических навыков посредством штриховки. Формирование навыка звукового анализа слогов с выкладыванием схемы. |
2 |
14. |
Звук Ть. Буква Т |
|
Ознакомление с согласным звукомТь. Формирование представления о твердости и мягкости согласного звука. Знакомство с буквой Т. Развитие графических навыков посредством обводки, раскрашивания |
2 |
15. |
Звуки Д – Дь
Буква Д |
|
Ознакомление с согласными звуками Д, Дь. Формирование навыка выделять первый и последний согласный в словах, анализировать слоги и слова; подбирать картинки, названия которых начинаются на звуки Д, Дь. Закрепление представления о твердости и мягкости согласного звука. Знакомство с буквой Д. Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки, раскрашивания. |
2 |
16. |
Звуки Т - Д |
|
Формирование умения выделять звуки Т – Д, их дифференциация. Формирование умения придумывать слова на заданный звук, соотносить звук и букву. Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки, раскрашивания. |
2 |
17. |
Звук К |
|
Ознакомление с согласным звуком К. Анализ и синтез односложного слова, состоящего из трех звуков. Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки, раскрашивания. |
2 |
18. |
Такие разные звуки |
|
Упражнение умения подбирать слова на заданный звук; в различении твёрдых - мягких, звонких - глухих согласных в ряду звуков, слогов, слов, в предложении. Совершенствование навыка выделения заданного звука из слова. |
|
19. |
Звуки К – Кь. Буква К |
|
Ознакомление с согласным звуком Кь, буквой К. Различие твердых и мягких звуков К – Кь. Деление слов на слоги, различение длинных и коротких слов. Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки, раскрашивания. |
2 |
20. |
Звук Э. Буква Э |
|
Ознакомление с гласным звуком Э, буквой Э. Закрепление понятия: "гласный звук". Звуковой анализ прямых и обратных слогов. Составление звуко-слоговой схемы слов.
Работа над деформированной фразой с последующим анализом правильно составленных предложений. Выкладывание схемы предложения. Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки, раскрашивания. |
2 |
21. |
Звуки Г – Гь. Буква Г |
|
Ознакомление с согласными звуками Г и Гь, буквой Г. Определение наличия или отсутствия в словах звуков Г, Гь. Различение твердых и мягких звуков Г, Гь. Звуковой анализ и синтез слов. Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки, раскрашивания. |
2 |
22. |
Звуки К - Г |
|
Формирование умения выделять звуки К – Г, их дифференциация. Формирование умения придумывать слова на заданный звук, соотносить звук и букву. Звуковой анализ слова Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки, раскрашивания. |
2 |
23. |
Звуки Х -Хь. Буква Х |
|
Ознакомление с согласными звуками Х, Хь, буквой Х. Выделение согласных звуков Х, Хь среди других звуков. Определение позиции звуков Х, Хь в словах. Различение твердых и мягких звуков Х, Хь. Звукослоговой анализ слова. Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки, раскрашивания. |
2 |
24. |
Звук Ы. Буква Ы. |
|
Ознакомление с гласным звуком Ы, буквой Ы. Упражнение в делении слов на слоги, предложений на слова. Определение места звука в слове. Звуковой анализ слова (бык). Составление и выкладывание схемы предложения. Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки, раскрашивания. |
2 |
25. |
Звуки В – Вь.
Буква В |
|
Ознакомление с согласными звуками В – Вь. Выделение согласных звуков В, Вь среди других звуков. Определение позиции звуков в словах. Различение твердых и мягких звуков Х, Хь. Звукослоговой анализ слова (ива). Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки, раскрашивания. |
2 |
26. |
Звуки Ф – Фь.
Буква Ф |
|
Ознакомление с согласными звуками Ф – Фь, буквой Ф.Звуковой анализ слов
Упражнение в составлении предложений и делении их на слова. Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки, раскрашивания. |
2 |
27. |
Звуки В – Ф. |
|
Формирование умения выделять звуки В – Ф, их дифференциация. Формирование умения придумывать слова на заданный звук, соотносить звук и букву. Составление и выкладывание схемы предложения. Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки. |
2 |
28. |
Звуки С – Сь.
Буква С. |
|
Ознакомление с согласными звуками С, Сь, буквой С. Упражнение в звуковом анализе слов (суп, сети), делении слов на слоги, предложений на слова. Выкладывание схемы предложений. Подбор слов, начинающихся со звуков С, Сь. Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки, раскрашивания. |
2 |
29. |
Звук Ш. Буква Ш. |
|
Ознакомление с согласным звуком Ш, буквой Ш. . Выделение согласного звука Ш среди других звуков. Определение позиции звука Ш в словах. Формирование умения придумывать слова на заданный звук, соотносить звук и букву. Звуковой анализ слова. Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки, раскрашивания. |
2 |
30. |
Звуки С – Ш. |
|
Формирование умения выделять звуки С - Ш, давать им характеристику, проводить сравнение. Дифференциация. Формирование умения придумывать слова на заданный звук, соотносить звук и букву. Упражнение в звуковом анализе слов (суша). Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки. |
1 |
31. |
Звуки З – Зь.
Буква З |
|
Ознакомление с согласными звуками З, Зь, буквой З.Выделение согласных звуков З, Зь среди других звуков. Определение позиции звуков в словах. Звукослоговой анализ слов (зима, замок). Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки, раскрашивания. |
2 |
32. |
Звук Ж. Буква Ж. |
|
Ознакомление с согласными звуком Ж, буквой Ж. Выделение согласного звука Ж среди других звуков. Определение позиции звука в словах. Подбор слова к схемам звукового анализа. Развитие графических навыков посредством обводки, раскрашивания. |
2 |
33. |
Звуки З - Ж |
|
Формирование умения выделять звуки З-Ж, давать им характеристику, проводить сравнение.
Различение звуков ж на материале слогов, слов и предложений. Развитие графических навыков посредством обводки, раскрашивания. |
1 |
34. |
Звук Ц. Буква Ц. |
|
Ознакомление с согласным твердым звуком Ц, буквой Ц. Закрепление представлений о твердости и мягкости согласного звука. Выделение звука Цв речи. Определение позиции звука в словах. Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки, раскрашивания. |
1 |
35. |
Звук Ч. Буква Ч. |
|
Ознакомление с согласным звуком Ч, буквой Ч. Выделение согласного звука Ч среди других звуков. Определение позиции звука в словах. Упражнение в звуковом анализе слова (жучки), делении слов на слоги, предложений на слова. Выкладывание схемы предложений. Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки, раскрашивания. |
1 |
36. |
Звуки Ц – Ч. |
|
Формирование умения выделять звуки Ц - Ч, давать им характеристику, проводить сравнение. Дифференциация. Формирование умения придумывать слова на заданный звук, соотносить звук и букву. Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки, раскрашивания. |
1 |
37. |
Звук Щ. Буква Щ. |
|
Ознакомление с согласным звуком Щ, буквой Щ. Определение наличия или отсутствия звука Щ в словах, позиции звука в словах. Упражнение в звуковом анализе слова (щука), Развитие графических навыков посредством обводки, штриховки, раскрашивания. |
1 |
38 |
Звуки Ч – Щ. |
|
Формирование умения выделять звуки Ч - Щ, давать им характеристику, проводить сравнение.
Различение звуков Ч- Щ на материале слогов, слов и предложений. Развитие графических навыков посредством обводки, раскрашивания. |
1 |
39. |
Закрепление пройденного материала. Звук. Слог. Слово. Предложение. |
|
Закрепление понятий: звук, слог, слово, предложение. Совершенствование навыка звукослогового анализа слов, анализа предложения. |
2 |
40. |
Закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звуки. |
|
Упражнение умения подбирать слова на заданный звук; в различении твёрдых - мягких, звонких - глухих согласных в ряду звуков, слогов, слов, в предложении. Совершенствование навыка выделения заданного звука из слова. Закрепление умения проводить звуковой анализ и синтез слов типа: папа, стол, куст, липа. Совершенствование навыка анализа предложений. Упражнение в составлении графических схем предложений. |
2 |
41. |
Закрепление пройденного материала. |
Итоговое занятие |
|
1 |
ИТОГО |
72 |
1.3.2. Учебный план. Содержание учебно-тематического плана. Второй год обучения (возраст 6-7 лет)
№ |
Название раздела, темы |
Формы проверки реализации программы |
Содержание |
Количество часов |
Практика |
1. |
Звуки речи, слоги, слова, предложение |
|
Определение порядка звуков в словах, порядка слогах в словах, порядка слов в предложении. Уточнение понятия «ряд» (столбик, строка). Уточнение отличий звука от слога, слога от слова, слова от предложения. |
2 |
2. |
ЗвукА, буква А |
|
Выделение звука А в ряду гласных звуков, в слогах, в словах. Знакомство с буквой А. Определение положения звука А в словах. Закрепление буквы А, ее чтение. |
2 |
3. |
Звук У, буква У |
|
Выделение звука У в ряду гласных звуков, в слогах, в словах. Знакомство с буквой У. Определение положения звука У в словах |
2 |
4. |
Звуки А, У. |
|
Звуковой анализ и синтез слогов АУ, УА. Чтение слогов АУ, УА, деление слов на слоги.
Выкладывание слогов АУ, АУ |
1 |
5. |
Звук О, буква О |
|
Выделение звука О в ряду гласных звуков, в слогах, в словах. Знакомство с буквой О Определение положения звука О в словах, анализ и синтез слогов типа: АО, ОУ, АУО. Чтение слогов типа: АО, УО, УАО. Ударная и безударная позиция О. Выкладывание слогов типа: ОУ, УО, ОА и т.д. |
2 |
6. |
Звук И. Буква И |
|
Выделение звука И в ряду гласных звуков, слогов и слов. Подбор слов со звуком И. Знакомство с буквой И. Анализ ряда из 2, 3, 4 гласных звуков. Угадывание гласного звука по беззвучной артикуляции. Выкладывание слогов ИА, АИ, ОУИ, |
2 |
7. |
Звук Ы. Буква Ы |
|
Определение положения звука [ы] в словах. Анализ и синтез слогов и слов с соответствующей буквой. Знакомство с буквой Ы. Чтение слогов, слов и предложений с буквой Ы. |
1 |
8. |
Звуки Ы - И |
|
Дифференциация звуков [и] - [ы]. Определение положения звука [и] в словах. Анализ и синтез слогов и слов с соответствующей буквой. Чтение слогов, слов и предложений с буквой И. Выкладывание слов с соответствующей буквой. |
1 |
9. |
Звуки М - Мь, буква М, заглавная буква |
|
Выделение звука [м] в ряду звуков, в слогах, в словах. Знакомство с буквой М.. Выкладывание слогов АМ, ОМ, УМ. Дифференциация звуков [м] - [мь]. Определение положения звуков [м] - [мь] в словах. Анализ и синтез слогов МА, МО, МУ, слова МАМА. Чтение и печатание слогов. Заглавные буквы, слова с этими буквами. |
2 |
10. |
Звуки П – Пь, Буква П |
|
Выделение звука [п] в ряду звуков, в слогах, в словах. Знакомство с буквой П. Чтение слогов, слов с соответствующей буквой. Дифференциация звуков [п] - [пь]. Определение положения звуков [п] - [пь] в звуков, в слогах, в словах. Чтение и печатание слогов ПА, ПИ, ПУ. Деление слов на слоги. |
2 |
11. |
Звуки Т – Ть. БукваТ |
|
Выделение звука Тв ряду звуков, в слогах, в словах. Знакомство с буквой Т. Дифференциация звуков Т – Ть . Определение положения звуков Т – Ть в словах. Анализ и синтез слогов и слов с соответствующей буквой. Многозначные слова. Чтение и печатание слогов ТА, ТУ, ТИ, АТ, УТ, ИТ. Выкладывание слов с соответствующей буквой. |
2 |
12. |
Звуки П - Т |
|
Упражнение навыка различать звуки П – Т, выделять первый звук в слове, подбирать слова на заданный звук. Закрепление знания образа букв П – Т. |
1 |
13. |
Звуки К – Кь. Буква К |
|
Выделение звука [к] в ряду звуков, в слогах, в словах. Дифференциация звуков [к] - [кь]. Определение положения звуков [к] - [кь] в словах. Анализ и синтез слов Знакомство с буквой К. Чтение и печатание слогов ак, ок, ку, ки. Выкладывание слогов, добавление буквы с соответствующей буквой. |
2 |
14. |
Звук Э. Буква Э. |
|
Выделение звуков [э] в ряду звуков, в слогах, в словах. Определение местоположения звука [э] в словах. Знакомство с буквой Э. Выкладывание и печатание слогов |
1 |
15. |
Звуки Х – Хь. Буква Х. |
|
Выделение звука [х] в ряду звуков, в слогах, в словах. Знакомство с буквой Х. Дифференциация звуков [х] - [хь]. Определение положения звуков [х] - [хь] в словах. Анализ и синтез слогов и слов (ха, хи, мухи). Чтение и печатание слоговоколо синего и зеленого кружка (ах, пух, тихо, хи, мухи) |
2 |
16. |
Звуковой анализ слов. Ударение. |
|
Знакомство с ударением. Упражнение в подборе слов к схемам звукового анализа.Дописывание элементов букв, составление слов (эхо, мох, муха) |
1 |
17. |
Звуки К-Х, Кь-Хь |
|
Упражнение навыка различать звуки К-Х, Кь-Хь, выделять первый звук в слове, подбирать слова на заданный звук, соотносить звук и букву. Звукослоговой анализ слов, анализ предложения. |
1 |
18. |
Звуки С, Сь.
Буква С |
|
Выделение звука [с] в ряду звуков, в слогах, в словах. Знакомство с буквой С. Дифференциация звуков [с] - [сь]. Определение положения звуков [с] - [сь] в словах. Анализ и синтез слогов и Печатание предложения. Знакомство со словами – предметами. |
2 |
19. |
Звуки Н-Нь.
Буква Н |
|
Выделение звуков Н, Нь в словах Дифференциация. Определение положения звуков [н] - [нь] в словах. Анализ и синтез слогов и слов (на, но, ну, ин, кони) Знакомство с буквой Н. Выкладывание и печатание слогов, слов, предложений |
2 |
20. |
Звуки З, Зь.
Буква З |
|
Выделение звука [з] в ряду звуков, в слогах, в словах. Дифференциация звуков [з] - [зь]. Определение положения звуков в словах. Составление слов по заданному количеству звуков Синтез слов из звуков)Формирование навыка добавлять слоги для получения слов.Выкладывание и печатание предложений |
2 |
21. |
Звуки С – З |
|
Дифференциация звуков З-С, Зь-Сь. Добавление нужных звуков Печатание слов около символов |
1 |
22. |
В стране звуков |
|
Закрепление понятия о речи, ее функции; понятия о слове, слоге. Упражнение в делении слов на слоге, подборе картинок (слов) на заданное количество слогов; названии слова с заданным слогом. Закрепление умения интонационно выделять звук в слове; различать на слух твердые и мягкие согласные звуки. |
|
23. |
Звуки Л, Ль. Буква Л |
|
Определение позиции звуков Л, Ль, в словах, их дифференциация. Звукослоговой анализ слова Подбор слов к схемам звукослогового анализа (Печатание слов по схеме предложение |
2 |
24. |
Звук и буква Ш |
|
Определение позиции звука Ш в словах. Звуковой анализ слов. Составление имен детей из слогов (ми-ША, са-ША, па-ША, ма-ША). Печатание слов по месту буквы в словах предложения |
2 |
25. |
Звуки С – Ш |
|
Дифференциация звуков Б-П, Бь-Пь, Анализ и синтез слогов и слов с соответствующими буквами |
1 |
26. |
ЗвукиБ–Бь.
БукваБ |
|
Определение позиции звуков Б, Бь, в словах, их дифференциация. Синтез звуков в слова звуковой анализ слова (булка). Чтение и печатание слов, составление их из слогов |
1 |
27. |
ЗвукиП-Б |
|
Упражнение навыка различать звуки С-Ш выделять первый звук в слове, подбирать слова на заданный звук, соотносить звук и букву..Звукослоговой анализ слов, анализ предложения. |
1 |
28. |
Звуки Р, Рь.
Буква Р |
|
Определение позиции звуков Р, Рь, в словах, их дифференциация. Составление слогов наоборот Звуковой анализ слова Чтение, печатанье слов, предложений с буквой Р. Совершенствование навыка составлять слово из букв |
2 |
29. |
Звуки Р – Л – Рь - Ль |
|
Дифференциация звуков Л-Р, Ль-Рьна слух и в произношении. Чтение и печатание предложений. Составление схемы предложения. Разгадывание ребусов. |
1 |
30. |
Звук и букваЖ |
|
Определение позиции звука Ж в словах. Звуковой анализ слова Чтение и печатание слов по схеме Дописывание букв в предложении и чтение |
1 |
31. |
Звуки Ж – З |
|
Дифференциация звуков Ж-З. Анализ и синтез слогов и слов с соответствующими буквами |
1 |
32. |
Звуки Ж – Ш |
|
Дифференциация звуков Ж – Ш. Подбор слов к схемам по картинкам. Знакомство с правилом ЖИ и ШИ пиши с буквой И. Чтение и печатание слов |
1 |
33. |
Звук и буква Й |
|
Определение позиции звука Й в словах. Печатание слов с буквой Й |
1 |
34. |
БукваЕ |
|
Определение позиции звука Е в словах. Звуковой анализ слова (белка). Совершенствование навыка заканчивать слово по первому слогу (Чтение и печатание предложений, составление его из отдельных слов |
1 |
35. |
БукваЁ |
|
Определение позиции звука Ё в словах. Закрепление умения отгадывать загадки и записывать слова отгадки |
1 |
36. |
Е-Ё |
|
Дифференциация звуков Е-Ё. Звуковой анализ слова (ёжик). Печатание слов действий предложения |
1 |
37. |
ЗвукиД-Дь.
Буква Д. |
|
Определение позиции звуков Д, Дь в словах, их дифференциация. Синтез звуков в слова (Совершенствование навыка подбора слов (по картинкам) к заданной схеме. Составление и запись предложения (у дома дубок) |
1 |
38. |
ЗвукиТ – Д,Ть - Дь |
|
Дифференциация звуков Т-Д, Ть-Дь. Совершенствование навыка изменять слова, меняя звук Д на Т и наоборот |
1 |
40. |
Звуки В-Вь.
Буква В |
|
Определение позиции звуков В, Вь в словах, их дифференциация. Звуковой анализ слова Упражнение в добавлении нужных звуков. Печатание слов, дописывание элементов букв. Составление и запись слова по схеме Составление и запись предложения |
1 |
41. |
Звуки Г, Гь. Буква Г |
|
Определение позиции звуков Г, Гь в словах, их дифференциация. Синтез слогов в слова (Анализ слова). Печатание слов под рисунками (гол, гуси, груша, газета); предложения по картинке |
1 |
42. |
Звуки Г - К |
|
Дифференциация звуков К-Г, Кь-Гь. . Совершенствование навыка изменять слова, меняя звук Г на К и наоборот и печатать их |
1 |
43. |
Буква Я |
|
Определение позиции звука Я в словах. Звуковой анализ слова). Закрепления навыка подбирать слова с заданным количеством слогов и позиций звука. Печатание буквы Я, слов (яма, мясо, язык; Таня ела пряник). |
1 |
44. |
Звуки Ф, Фь.
Буква Ф |
|
Определение позиции звуков Ф, Фь в словах. Звуковой анализ слова (фонари). Чтение и печатание слов, подбирая их по схеме (фото, фара – туфли, кофта – шарф, шкаф). Составление предложения по картинке |
1 |
45. |
Звуки Ф -В |
|
Дифференциация звуков В-Ф, Вь-Фь). Закрепление умения подбирать подходящий звук |
1 |
46. |
Звук и буква Ю |
|
Определение позиции Ю в словах. Звуковой анализ слова (салют). Совершенствование навыка составлять слово избуквуЧтение слов, составление из них предложений и написание их |
1 |
47. |
Звук и буква Ц |
|
Определение позиции звукаЦ в словах. Звукослоговой анализ слова цыплята. Печатание слов по схемам Составление и печатание предложения по сюжетной картинке |
1 |
48. |
Звуки С – Ц |
|
Синтез звуков в словаПечатание слов возле букв |
1 |
49. |
Звук и буква Ч |
|
Определение позиции звука Ч в словах. Подбор слова к схеме Печатание слов и предложений (Составление и печатание предложения по картинке |
1 |
50. |
Звук и буква Щ |
|
Определение позиции звука Щ в словах. Звуковой анализ слова плащ. Чтение и печатание слов и предложений (щит плащ вещи: У нас щенок. Он пищит). Составление схемы предложения. |
1 |
51. |
Звуки Ч-Щ |
|
Дифференциация звуков Ч-Щ. Печатание слов к картинкам бочка щука ручка плащ девочка овощи Составление предложений по картинкам, печатание их: Дети пошли в рощу. На елке была белочка |
1 |
52. |
Буква Ь |
|
Звуковой анализ слов, сравнение количества букв и звуков в слове гусь. Подбор слов к схемам. Звуковой анализ слова карась. Составление предложений, печатание |
1 |
53. |
Буква Ъ |
|
Звуковой анализ слов, сравнение количества звуков и букв в слове подъезд. Печатание слов возле рисунков Печатание предложения. |
1 |
54. |
Слова обозначающие предмет |
|
Звуковой анализ слова берёза. Чтение слов на карточке и печатание их под вопросами кто? Что |
1 |
55. |
Слова обозначающие действие |
|
Синтез звуков в слова. Запись действий, выполняемых с предметами (пишу, рисую, читаю, Печатание предложения |
1 |
56. |
Слова обозначающие признак предмета |
|
Подбор слова к схемам, Звуковой анализ на слова абрикос. Печатание предложения, добавление слов, подходящих по смыслу, ответ на вопрос какой? какая? |
1 |
57 |
Закрепление пройденного материала |
|
Упражнение умения подбирать слова на заданный звук; в различении твёрдых-мягких, звонких-глухих согласных в ряду звуков, слогов, слов, в предложении. Совершенствование навыка выделения заданного звука из слова. Упражнение умения подбирать слова на заданный звук; в различении твёрдых-мягких, звонких-глухих согласных в ряду звуков, слогов, слов, в предложении. Совершенствование навыка звукового анализа слов, анализа предложений без предлогов и с простыми предлогами. Чтение предложений. |
1 |
ИТОГО |
72 |
1.4. Планируемые результаты.
В результате освоения программы воспитанники научатся (знать и уметь):
1.4.1. Планируемые результаты. Первый год обучения (5-6 лет)
· Знать некоторые буквы русского алфавита;
· Понимать и использовать в речи термины «звук» и «буква»;
· Определять место звука в слове: в начале, середине и конце;
· Пользоваться графическим обозначением звуков (гласные –красный цвет, твердые согласные – синий, мягкие согласные - зеленый);
· Соотносить звук и букву;
· Проводить звуковой анализ простых слов;
· Правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;
· Составлять предложение из 2 – 3 слов, анализировать его;
· Записывать слоги и короткие слова условными обозначениями, буквами.
1.4.2. Планируемые результаты. Второй год обучения (6-7 лет)
· Проводить звуковой анализ сложных слов;
· Составлять предложения из 3 и более слов, с использованием предлогов, анализировать его;
· Проявлять интерес к звучащему слову, чтению и письму;
· Ориентироваться в звукобуквенной системе родного языка;
· Понимать смыслоразличительную функцию звуков, букв;
· Записывать слова, короткие предложения печатными буквами;
· Разгадывать кроссворды, ребусы;
· Читать слова, предложения, небольшие тексты, понимать прочитанное;
· Ориентироваться в тетради в линейку (широкая и узкая строка);
· Овладевать предпосылками учебной деятельности.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1.1. Календарный учебный график занятий с детьми 5-6 лет на 2021-2022 учебный год.
№
п/п |
Месяц |
Число |
Время проведения занятия |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
1. |
Сентябрь |
07.09
08.09 |
16:00 |
НОД |
2 |
Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках |
группа |
|
2. |
Сентябрь |
14.09
15.09 |
16:00 |
НОД |
2 |
Понятие о речи |
группа |
|
3. |
Сентябрь |
21.09
22.09 |
16:00 |
НОД |
2 |
Звук У |
группа |
|
4. |
Сентябрь |
28.09
29.09 |
16:00 |
НОД |
2 |
Звук А |
группа |
|
5. |
Октябрь |
05.10
06.10 |
16:00 |
НОД |
2 |
Звуки У - А |
группа |
|
6. |
Октябрь |
12.10
13.10 |
16:00 |
НОД |
2 |
Звук И |
группа |
|
7. |
Октябрь |
19.10
20.10 |
16:00 |
НОД |
2 |
Звук П |
группа |
|
8. |
Октябрь |
26.10
27.10 |
16:00 |
НОД |
2 |
Звук О |
группа |
|
9. |
Ноябрь |
02.11
03.11 |
16:00 |
НОД |
2 |
Звук М |
группа |
|
10. |
Ноябрь |
9.11
10.11 |
16:00 |
НОД |
2 |
Звук Н |
группа |
|
11. |
Ноябрь |
16.11
17.11 |
16:00 |
НОД |
2 |
Звук Б. |
группа |
|
12. |
Ноябрь |
23.11 |
16:00 |
НОД |
1 |
Звуки Б - П |
группа |
|
13. |
Ноябрь |
24.11
|
16:00 |
НОД |
1 |
Звук Т |
группа |
|
14. |
Ноябрь-декабрь |
30.11
01.12 |
16:00 |
НОД |
2 |
Звук Ть. Буква Т |
группа |
|
15. |
Декабрь |
07.12
08.12 |
16:00 |
НОД |
2 |
Звуки Д – Дь
Буква Д |
группа |
|
16. |
Декабрь |
14.12
15.12 |
16:00 |
НОД |
2 |
Звуки Т - Д |
группа |
|
17. |
Декабрь |
21.12
22.12 |
16:00 |
НОД |
2 |
Звук К |
группа |
|
18. |
Декабрь |
28.12 |
16:00 |
НОД |
1 |
Такие разные звуки |
группа |
Итоговое занятие |
19. |
Январь |
|
20. |
Январь |
21. |
Январь |
11.01
12.01 |
16:00 |
НОД |
2 |
Звуки К – Кь. Буква К |
группа |
|
22. |
Январь |
18.01
19.01 |
16:00 |
НОД |
2 |
Звук Э. Буква Э |
группа |
|
23. |
Январь |
25.01
26.01 |
16:00 |
НОД |
2 |
Звуки Г – Гь. Буква Г |
группа |
|
24. |
Февраль |
01.02
02.02 |
16:00 |
НОД |
2 |
Звуки К - Г |
группа |
|
25. |
Февраль |
08.02
09.02 |
16:00 |
НОД |
2 |
Звуки Х -Хь. Буква Х |
группа |
|
26. |
Февраль |
15.02
16.02 |
16:00 |
НОД |
2 |
Звук Ы. Буква Ы. |
группа |
|
27. |
Февраль |
22.02
24.02 |
16:00 |
НОД |
2 |
Звуки В – Вь.
Буква В |
группа |
|
28. |
Март |
01.03
02.03 |
16:00 |
НОД |
2 |
Звуки Ф – Фь.
Буква Ф |
группа |
|
29. |
Март |
09.03
10.03 |
16:00 |
НОД |
2 |
Звуки В – Ф. |
группа |
|
30. |
Март |
15.03
16.03 |
16:00 |
НОД |
2 |
Звуки С – Сь.
Буква С. |
группа |
|
31. |
Март |
22.03
23.03 |
16:00 |
НОД |
2 |
Звук Ш. Буква Ш. |
группа |
|
32. |
Апрель |
05.04 |
16:00 |
НОД |
1 |
Звуки С – Ш. |
группа |
|
33. |
Апрель |
06.04
12.04 |
16:00 |
НОД |
2 |
Звуки З – Зь.
Буква З |
группа |
|
34. |
Апрель |
13.04
19.04 |
16:00 |
НОД |
2 |
Звук Ж. Буква Ж. |
группа |
|
35. |
Апрель |
20.04 |
16:00 |
НОД |
1 |
Звуки З - Ж |
группа |
|
36. |
Апрель |
26.04
27.04 |
16:00 |
НОД |
2 |
Звук Ц. Буква Ц. |
группа |
|
37. |
Апрель |
03.05
04.05 |
16:00 |
НОД |
2 |
Звук Ч. Буква Ч. |
группа |
|
38. |
Май |
10.05
|
16:00 |
НОД |
1 |
Звуки Ц – Ч. |
группа |
|
39. |
Май |
11.05
|
16:00 |
НОД |
1 |
Звук Щ. Буква Щ. |
группа |
|
40. |
Май |
17.05
|
16:00 |
НОД |
1 |
Звуки Ч – Щ. |
группа |
|
41. |
Май |
18.05 |
16:00 |
НОД |
1 |
Закрепление пройденного материала. Звук. Слог. Слово. Предложение. |
группа |
|
42. |
Май |
24.05
|
16:00 |
НОД |
1 |
Закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звуки. |
группа |
|
43. |
Май |
25.05
31.06 |
16:00 |
НОД |
1 |
Волшебный мир звуков |
группа |
Итоговое откр |
1 января 2022 в 14:11
|