«Принята»
Педагогическим советом
Протокол
№…….. от………………
|
«Утверждаю»
Заведующий МКДОУ
«Пителинский детский сад № 1»
____________Левочкина Л.В.
|
Согласовано:
Начальник отдела образования
и молодежной политики
___________ Р.Е.Белова
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Пителинский детский сад № 1»
( на 2021-2025 г.г.)
Содержание Программы развития МКДОУ «Пителинский детский сад №1»
на 2021-2025 годы
|
Содержание |
Страница |
1. |
Пояснительная записка |
2 |
2. |
Паспорт Программы развития на 2021-2025 г.г. |
3 |
3. |
Информационная справка об учреждении |
6 |
4. |
Анализ деятельности МКДОУ |
9 |
5. |
Результаты SWOT–анализа потенциала МКДОУ «Пителинский детский сад №1» |
11 |
6. |
Концепция и стратегия развития МКДОУ |
14 |
7. |
Содержание и направления по реализации программы развития |
16 |
8. |
Прогнозируемый результат реализации Программы развития |
22 |
9. |
Оценка результативности инновационной деятельности |
23 |
10. |
Список литературы |
28 |
1. Пояснительная записка
Программа развития МКДОУ «Пителинский детский сад №1» (далее – ДОУ) – локальный акт образовательной организации, определяющий стратегические направления развития образовательной организации на среднесрочную перспективу. Программа как управленческий документ развития образовательной организации определяет ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития, задает основные направления эффективной реализации муниципального задания.
Основными приоритетами развития образования в национальной образовательной инициативе названы:
1. Внедрение профессиональных стандартов.
2. Система поддержки талантливых детей и организации совместного образования детей инвалидов и здоровых детей (инклюзивное образование) в общеразвивающих группах ДОУ.
3. Развитие воспитательского потенциала.
4. Здоровье дошкольников.
Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не
только актуальный, но и значимый характер. В современных условиях реформирования образования ДОУ представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом, осваивая которое дошкольное образовательное учреждение становится мощным средством социализации личности. Особую значимость, в связи с этим, приобретает планирование работы образовательного учреждения.
Необходимость корректировки и введение данной программы, также обусловлена пересмотром содержания образования в ДОУ, внедрением профессиональных стандартов, разработкой и внедрением новых подходов и педагогических технологий.
Мониторинг запросов родителей в сфере образования и воспитания показал, что родители недостаточно информированы о формах взаимодействия ДОУ и семьи и по мере возможности принимают участие в совместных мероприятиях. Причём степень их участи прямо пропорциональна степени их информированности и заинтересованности. Анализ проводимых опросов и анкетирования определяет динамику социального заказа, предъявляемого родительской общественностью, и нацеливают на адресную работу с семьями, которая позволит удовлетворить индивидуальные запросы родителей. Оптимизация модели взаимодействия ДОУ и семьи связана как с желанием родителей поднять уровень развития детей, укрепить их здоровье, развить у них те или иные способности, подготовить их к обучению в школе, так и с изменениями в системе образования. Разрабатывая пути обновления педагогического процесса, будем учитывать тенденции социальных преобразований в городе, запросы родителей, интересы детей, профессиональные возможности педагогов.
Программа как проект перспективного развития ДОУ призвана:
- обеспечить качественную реализацию муниципального задания и всесторонне удовлетворение образовательных запросов субъектов образовательного процесса;
- объединить усилия всех заинтересованных субъектов образовательного процесса и социального окружения ДОУ для достижения цели Программы.
Выполнение муниципального задания происходит в рамках направлений, представляющих комплекс взаимосвязанных задач и мероприятий, нацеленных на обеспечение доступности качественного образования в соответствии с показателями эффективности работы образовательного учреждения. Результатом работы ДОУ по направлениям является повышение эффективности работы образовательной организации, результатом реализации инициативных проектов – высокий уровень удовлетворенности общества качеством дошкольного образования. В целом она носит
инновационный характер и направлена на развитие, а не только функционирование образовательного учреждения. Отношение результатов деятельности образования к потребностям ребенка, общества, позволяет судить о востребованности образовательной деятельности как показателей ее эффективности.
2. Паспорт Программы развития на 2021-2025г.г.
Наименование программы
|
Программа развития муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения «Пителинский детский сад №1» на 2021-2025 гг. |
Основания для разработки программы, нормативные документы |
· Закон «Об образовании в Российской Федерации" 29.12.2012 N 273-ФЗ
· Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
· Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организаций» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26);
· Изменения к СанПин, введенные в действие с 20 сентября 2015 года постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 августа 2015 года № 41
· Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО)
· Устав ДОУ
· Основная образовательная программа МКДОУ «Пителинский детский сад №1» |
Разработчики программы |
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Пителинский детский сад №1»: заведующий, старший воспитатель, творческая группа педагогов |
Назначение
программы |
· Программа развития предназначена для определения перспективных направлений развития образовательного учреждения на основе анализа работы за предыдущий период.
· В ней отражены тенденции изменений, охарактеризованы главные направления обновления содержания образования и организации образовательного процесса, управление дошкольным учреждением на основе инновационных процессов. |
Цель
|
Создание условий для повышения качества образования в ДОУ через систему интеграции, реализующей право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе. |
Задачи
|
1. Создание условий для получения качественного дошкольного образования и обеспечение социализации каждого ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения, в соответствии с ФГОС ДО, через разностороннее, полноценное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей ( в том числе одарённых детей, детей с ОВЗ и инвалидов)
2. Создание материально-технических, психолого - педагогических и кадровых условий в рамках организации внутренней системы качественного образования в МКДОУ.
3. Использование возможностей сетевого взаимодействия и интеграции в образовательном процессе в рамках экспериментальной и инновационной деятельности.
4. Создание условий для повышения мотивации профессиональной деятельности педагогов МКДОУ, через формирование компетенций в соответствии с требованиями Профессионального стандарта.
5. Развитие системы управления ДОУ на основе повышения компетентности родителей по вопросам взаимодействия с детским садом. |
Основные функции Программы
|
-определяет стратегию развития детского сада;
-выделяет приоритетные направления работы;
-ориентирует всю деятельность на конечный результат. |
Принципы образовательной деятельности ДОУ в рамках Программы Развития на 2021-2025 гг.
|
· Принцип системности – целостный подход, взаимодействие и взаимосоответствие всех направлений и звеньев на достижение оптимального результата – развития личности ребенка.
· Принцип развивающего образования опирается на «зону ближайшего развития» и предполагает использование новейших технологий и методик.
· Принцип индивидуализации и дифференциации предполагает учет субъективного опыта, индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов и способностей детей и взрослых.
· Принцип – гуманизации – это утверждение непреходящей ценности человека, его становление и развитие.
· Принципувлекательности – является одним из важнейших. Весь образовательный материал интересен детям, доступен и подается в игровой форме.
· Принцип вариативности предполагает разнообразие содержания, форм и методов с учетом целей развития и педагогической поддержки каждого ребенка.
· Принцип активности – предполагает освоение ребенком программы через собственную деятельность под руководством взрослого. |
Сроки выполнения и этапы реализации программы |
Программа будет реализована в 2021-2025 годы в три этапа.
1-ый этап – подготовительный (2021-2022уч.г)
- разработка документации для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития;
- оптимизация условий (кадровых, материально-технических и т. д.) для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития;
- начало реализации мероприятий, направленных на создание интегрированной модели развивающего образовательного пространства.
2-ой этап – практический (2022-2024уч.г)
- апробирование модели, обновление содержания организационных форм, педагогических технологий;
- постепенная реализация мероприятий в соответствии с Программой развития;
- коррекция мероприятий.
3-ий этап – итоговый (2024-2025уч.г.)
- реализация мероприятий, направленных на практическое внедрение и распространение полученных результатов;
- анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в Программе развития. |
Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели программы |
1. Повышение качества образования в рамках обеспечения полноценного личностного развития, физиологического и психологического благополучия ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе.
2. Совершенствование системы управления качеством образования в ДОУ, а также обеспечения всех участников образовательного процесса и общества в целом объективной информацией о состоянии системы образования на различных уровнях и тенденциях развития.
3. Трансляция результатов инновационной и экспериментальной деятельности педагогического коллектива МКДОУ в муниципальной и региональной системах образования.
4.Повышение мотивации профессиональной деятельности педагогов МКДОУ, формирование компетенций в соответствии с требованиями Профессионального стандарта.
5. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс детского сада через установление партнерских отношений |
Финансовое обеспечение программы |
Осуществляется в пределах текущего финансирования. |
Система организации контроля за выполнением программы |
1. Постоянный контроль выполнения Программы осуществляет администрация МКДОУ.
2. Творческая группа разрабатывает ежегодные планы мероприятий с указанием ответственных за реализацию отдельных проектов, представляет их на Педагогическом совете.
3. Освещение хода реализации Программы (по результатам отчетов) на сайте дошкольного образовательного учреждения, на конференциях и семинарах разного уровня и др.
4. Ежегодные отчеты на педагогических советах дошкольного образовательного учреждения, родительских собраниях и сайте ДОУ.
5. Результаты контроля и отчёты о проведённых мероприятиях, публичные доклады руководителя дошкольного образовательного учреждения публикуются на сайте ДОУ. |
3. Информационная справка об учреждении
Общая информация |
|
Название образовательного учреждения (по уставу) |
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Пителинский детский сад №1»
(МКДОУ «Пителинский детский сад №1») |
Тип ОУ |
дошкольное образовательное учреждение |
Вид ОУ |
детский сад |
Учредитель |
Муниципальное образование – Пителинский муниципальный район Рязанской области.
Функции и полномочия учредителя ДОУ от имени муниципального образования – Пителинский муниципальный район Рязанской области исполняет Администрация муниципального образования – Пителинский муниципальный район, в лице отдела образования и молодежной политики
начальник – Белова Р.Е.
e-mail:rono_pitelino@mail.ru
фактический адрес: 391630, РФ, Рязанская область, Пителинский район, р.п. Пителино, площадь Советская, д.8 |
Год основания ДОУ |
2014 |
Юридический адрес |
391630, РФ, Рязанская область, Пителинский район, р.п. Пителино, улица Горького, д.56а |
Телефон |
(849145) 6-41-17 |
Электронная почта |
levochkina.l@inbox.ru |
Фамилия, имя, отчество руководителя |
Левочкина Лариса Викторовна |
Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе |
Кузина Нина Александровна |
Устав |
12.05.2015 г. |
Лицензия |
Лицензия с приложением от 15.12.2014г. регистрационный номер 10 - 1947 серия 62Л01 №0000497, срок действия –бессрочно |
Формы государственного общественного управления |
Педагогический совет, Общее собрание трудового коллектива, Совет ДОУ. |
Содержание дошкольного образования образовательные и воспитательные программы |
Основная образовательная программа МКДОУ «Пителинский детский сад №1» (составители: творческая группа МКДОУ «Пителинский детский сад №1»).
Парциальные программы:
«Основы безопасности детей дошкольного возраста» /Р.Б.Стеркина;
Программа «Наш дом – природа» /Н.А. Рыжова;
Программа «Юный эколог» /С.Н.Николаева.
Уровень МКДОУ:
Программа ДООП по обучение грамоте «Грамотейка»;
Программа «Финансовая грамотность» Приказ № 131 от 01.09.2020г.
составители: творческая группа МКДОУ «Пителинский детский сад №1». |
Дополнительные образовательные услуги |
Кружок «Мой край родной» - педагог ДДТ
Кружок «Лесные дорожки»- педагог ДДТ
Кружок «Грамотейка»- воспитатели ДОУ
Клуб дошколят «Шустрики» - специалист КДЦ
Клуб «Почемучка» - ДМБ библиотекарь
|
Традиции детского сада |
· Проведение фольклорных праздников в соответствии с народным календарём;
Проведение тематических дней и недель в соответствии с календарем;
Дни здоровья;
Спортивные семейные праздники;
Экологические Акции.
|
Связь с социумом |
Коллектив нашего детского сада тесно сотрудничает с:
- МКОУ «Пителинская СОШ»;
- Детская модельная библиотека;
- Районный Дом культуры;
- Пителинская ЦРБ
- Культурно – досуговый центр (КДЦ);
- Дом детского творчества (ДДТ). |
Тип здания (краткая характеристика здания, территории) |
Отдельно стоящее типовое двухэтажное здание, имеет развитую систему коммуникаций, общая площадь 1080 кв. м. Участок озеленен, оснащен 4 верандами с теневыми навесами, игровым оборудованием, имеется спортивная площадка и зеленые насаждения. |
Модель МКДОУ (количество групп, структурных подразделений, дополнительных помещений, режим работы общий, ГКП) |
Проектная мощность детского сада – 4 группы
Фактическая мощность — 4 группы
В дошкольном учреждении функционирует 4 группы
Из них:
- младшая (2-4 года) - 1 группа
- средняя (4-5 лет)- 1 группа
- старшая (5-6лет)- 1 группа
- подготовительная (6-7 лет)- 1 группа
Структурные компоненты:
· Групповые комнаты;
· Музыкальный (физкультурный) зал;
· Медицинский кабинет ( два изолятора, процедурная комната);
· Кабинет заведующего;
· Методический кабинет;
· Пищеблок;
· Прачечная
Общий режим работы: с 7.00. до 19.00, выходные дни – суббота и воскресенье. |
Детский сад решает следующие задачи:
|
1. Охрана жизни и укрепление здоровья детей, воспитание потребности в здоровом образе жизни, развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности и состояния здоровья ребенка;
2. Создание условий, обеспечивающих гармоничное интеллектуальное, эстетическое и социально-личностное развития ребёнка, приобщение его к общечеловеческим и национально-культурным ценностям;
3. Построение взаимодействия с семьей по принципу партнерства для обеспечения полноценного развития ребенка. |
Детский сад осуществляет систему комплексного мониторинга развития детей, в том числе с ОВЗ |
- здоровья;
- речевого развития;
- физического развития,
- познавательного развития;
- художественно-эстетического развития;
- социально-коммуникативного развития;
- психического развития;
- интегративные качества воспитанников. |
Детский сад использует комплексный подход в организации педагогического процесса |
Блоки:
-мониторинг качества образовательного процесса (в течение года – предварительный, итоговый);
-воспитательно-образовательный (преемственность в работе специалистов, создание оптимальных условий успешного усвоения программ и т.д.);
-педагогической помощи родителям (консультационно- методической помощи семье, пропаганда педагогических знаний) |
4.Анализ деятельности МКДОУ
Программа развития учреждения на 2016-2021 год выполнена в полном объеме.
Реализация мероприятий Программы развития муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Пителинский детский сад №1» на период 2016 – 2021 гг. обеспечила:
- расширение областей применения информационных технологий в содержании деятельности учреждения;
- реализацию новых подходов к формированию современной развивающей предметно-пространственной среды, способствующих наиболее полному выявлению и развитию способностей и интересов детей раннего и дошкольного возраста;
- улучшение и модернизацию материально-технической базы МКДОУ;
Наличие технических ресурсов, обеспечивающих применение ИКТ в образовательном процессе: компьютеры, ноутбуки, телевизоры, музыкальные центры, проектор, экран, видеокамера и фотоаппараты, которые используются в работе с детьми.
В кабинетах администрации имеются компьютеры, ноутбуки, принтеры, сканеры.
У медицинской сестры имеются: компьютер, принтер.
- повышение доли педагогических и руководящих работников МКДОУ, прошедших профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по изучению современных моделей доступного и качественного дошкольного образования; 70% педагогов имеют первую квалификационную категорию;
- изучение, обобщение и распространение опыта работы педагогов в рамках экспериментальной и инновационной деятельности по воспитанию и обучению детей раннего и дошкольного возраста;
- организацию комплексной модели взаимодействия специалистов и педагогов, выстроенную в соответствии с индивидуальным подходом к ребенку, для его успешной социализации, сохранение и укрепление его здоровья;
- создание системы взаимодействия с семьями воспитанников, направленной на усиление родительской активности, повышение ответственности родителей за воспитание и образование детей;
Результаты Программы развития в области вариативности системы МКДОУ на основе создания новых форм, реализующих программу дошкольного образования, показали, что детский сад функционирует стабильно в режиме развития. Наше образовательное учреждение предоставляет доступное, качественное воспитание и развитие в безопасных, комфортных условиях, адаптированных к возможностям и способностям ребенка.
Результаты Программы развития в области расширения информационных технологий в Образовательном учреждении показали, что коллектив постоянно работает над созданием единого информационного пространства дошкольной организации:
- документация ведется в электронном варианте;
- разработан и регулярно обновляется официальный сайт ДОУ;
- педагоги детского сада участвуют в дистанционных конкурсах;
- воспитатели активно используют ресурсы сети Интернет для общения с родителями воспитанников и распространения опыта работы;
Мониторинг использования ИКТ показал, что воспитатели стали более активно применять ИКТ, чаще пользуются ресурсами сети Интернет, сами создают презентации для детей и выступлений. Активизировалась проектная деятельность, при разработке и реализации которой необходимы компьютерные технологии. Идет целенаправленная работа по систематизации, обновлению и пополнению информационных ресурсов образовательного процесса, расширению использования мультимедийного сопровождения.
Информационно-технологическое обеспечение детского сада постоянно обновляется в соответствии с действующим законодательством и актуальными потребностями участников образовательных отношений, что позволяет педагогам эффективно планировать образовательную деятельность и совершенствовать свой образовательный уровень.
Результаты Программы развития в области реализация новых подходов к формированию современной развивающей предметно-пространственной среды, способствующих наиболее полному выявлению и развитию способностей и интересов детей дошкольного возраста показали, что наш детский сад в достаточной мере оснащён предметами и материалами, необходимыми для всестороннего развития воспитанников.
Результаты Программы развития в области повышения доли педагогических и руководящих работников МКДОУ , прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по изучению современных моделей доступного и качественного дошкольного образования показали, что в МКДОУ в течение многих лет работает стабильный коллектив, который постоянно повышает свое профессиональное мастерство.
Результаты Программы развития в организация комплексной модели взаимодействия специалистов и педагогов, выстроенной в соответствии с индивидуальным подходом к ребенку, для его успешной социализации, сохранения и укрепления его здоровья показали:
-Результаты Программы развития в области обеспечения равных стартовых возможностей для получения начального школьного образования показали, что содержание Образовательной программы обеспечивает удовлетворительную подготовку дошкольников к поступлению в школу.
-Хороший уровень подготовки воспитанников к обучению в школе обеспечивается постоянной работой педагогического коллектива в поисках наиболее оптимальных условий для успешного воспитания и образования детей, использованием эффективных инновационных технологий и методик.
Результаты Программы развития в области изучения, обобщения и распространения опыта работы педагогов в рамках экспериментальной и инновационной деятельности по воспитанию и обучению детей раннего и дошкольного возраста показали, что обобщение и распространение опыта работы педагогами МКДОУ проходит через:
- участие в семинарах, конференциях;
- выступления и открытые показы в рамках различных методических мероприятий на районном и областном уровне;
- участие в профессиональных конкурсах разного уровня.
Результаты Программы развития в области создания системы взаимодействия с семьями воспитанников, направленной на усиление родительской активности, повышение ответственности родителей за воспитание и образование детей. На сайте нашего образовательного учреждения разработан и систематически обновляется раздел для родителей, в котором представлены нормативные документы, методические рекомендации. Обязательным условием работы с родителями является проведение родительских собраний, консультаций, дни открытых дверей, открытые просмотры, совместные праздники и развлечения, оформление наглядной информации, привлечение родителей к оформлению творческих выставок. Мероприятия так же проходят в виде родительских конференций, круглых столов, мастер-классов, семейных гостиных.
5. Результаты SWOT –анализа потенциала МКДОУ «Пителинский детский сад №1»
Сильная сторона |
Слабая сторона |
Перспективы развития |
Возможные риски |
- Кадровое обеспечение
|
Слаженный коллектив опытных педагогов.
Высокая квалификация педагогов.
Аттестация по плану. |
Наличие молодых специалистов без опыта работы или с маленьким опытом работы. |
Оптимизация системы наставничества. Повышение квалификации на курсах (краткосрочных, переподготовки). Участие в научных конференциях, семинарах, круглых столах на уровне района, области.
Активное участие в конкурсном движении на всех уровнях |
Большие интеллектуальные и энергетические затраты. Не востребованность интеллектуального продукта педагогического коллектива. |
- Материально-техническое обеспечение
|
Наличие материально-технической базы, соответствующей современным требованиям. Пополнение периодическими изданиями методического кабинета. |
Недостаточность оснащения цифровой образовательной среды. |
Обустроить площадку по изучению ПДД |
Недостаточное финансирование. |
- Содержание образовательной деятельности
|
Использование парциальных и вариативных программ в зависимости от интеллектуальных возможностей детей и педагогов. Высокий уровень качества образовательных услуг. Использование инновационных технологий .
Работа в рамках экспериментальной и инновационной деятельности |
Отсутствие программ по работе с одаренными детьми |
Разработка программ по работе с одарёнными детьми. Оптимизация программ по работе с детьми ОВЗ и инвалидами.
Оптимизация деятельности по работе с детьми раннего возраста. |
Отсутствие у педагогов мотивации к профессиональному совершенствованию. |
- Содержание оздоровительной работы
|
Сложившаяся система оздоровительных мероприятий с детьми в ДОУ на уличной спортивной площадке. Наличие оборудованного спортивного зала. Система профилактических мероприятий. Чередование активных видов деятельности. Индивидуальный подход к детям: формирование по группам здоровья. Наличие медицинского кабинета (медицинская сестра). |
У части педагогов преобладают традиционные подходы к концепции построения оздоровительных мероприятий |
Применение инновационного подхода к вопросам оздоровления всеми педагогами. Пропаганда здорового образа жизни среди родителей. |
Отсутствие у родителей и педагогов потребности в здоровом образе жизни. Непонимание родителями важности соблюдения режима и организации физического развития детей в домашних условиях. |
- Инновационная и экспериментальная деятельность в ДОУ
|
1. Наличие в ДОУ пилотной площадки по внедрении проекта «Оптимизация процесса утреннего приёма детей в ДОУ»
2.Внедрение в педагогический процесс ДОУ:
· Программ дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста
· Системы патриотического воспитания
· Проектов в рамках социального партнерства , взаимодействия всех участников образовательного процесса |
Недостаток творческой инициативы родителей, педагогов в различных направлениях совместной деятельности. |
Продолжать разработку и внедрение инновационных проектов, программ, технологий и форм работы в детском саду. |
|
- Работа с родителями
|
Анкетирование родителей по оценке качества удовлетворённости предоставляемых образовательных услуг, выявлению потребностей в образовательных и оздоровительных услугах. Дни открытых дверей.
Групповые досуговые мероприятия с участием родителей.
Реализация совместных проектов
Конкурсы совместных работ детей и родителей.
Консультативно-методический центр по взаимодействию ДОО и родительской общественности |
Малая активность по участию в совместных мероприятиях для детей и родителей (спортивных, игровых, досуговых).
Нет инициативы со стороны родителей по разработке совместных проектов и мероприятий. |
Оптимизация деятельности в рамках работы с родителями (поиск новых форм и видов деятельности и т.д.) |
Перенесение на ДОУ ответственности за воспитание детей. Дефицит времени у родителей. |
6.Концепция и стратегия развития МКДОУ «Пителинский детский сад №1»
Основной концептуальной идеей реализации воспитательно-образовательной работы является создание педагогической системы, отвечающей современным требованиям воспитания и развития ребенка, формирование активной личности, способной реализовать и проявлять свой внутренний потенциал в современном мире, способного активно мыслить и действовать. Педагогическая система ДОУ формируется на основе анализа предыдущей деятельности и глубинного изучения внутренних потенциальных возможностей, профессионального уровня педагогов ДОУ, возможных ресурсов, материально-технической базы, развивающей предметно-пространственной среды, потребностей современного общества, семьи, а также социальное партнерство. В этой связи перед нами встала задача создания единой системы воспитательно- образовательного процесса, выстроенной на интегративной основе. Поэтому в ДОУ должны быть разработаны не только принципы целостного подхода к содержанию образования, но и личностно-ориентированной модели организации педагогического процесса, направленного на оздоровление и развитие ребенка.
В детском саду образовательный процесс должен строиться вокруг ребенка, обеспечивая своевременное формирование возрастных новообразований детства, развитие компетентности, самостоятельности, творческой активности, гуманного отношения к окружающим, становление личностной позиции, получение ребенком качественного образования как средства для перехода на последующие возрастные ступени развития, обучения и воспитания.
Ведущими ценностями при разработке концепции для нас стали: ценность здоровья, ценность развития, ценность детства и ценность сотрудничества, которые, с одной стороны, выражают приоритеты современной гуманистической педагогики, с другой стороны, выступают содержанием ценностного освоения мира ребенком.
Ценность здоровья требует создания в ДОУ условий для сохранения и укрепления здоровья детей (как физического, так и психического), приобщение их к ЗОЖ, формирования основ физической культуры и валеологической грамотности.
Ценность развития направляет внимание на построение развивающего образовательного процесса, в котором актуализируются достижения и жизненный опыт каждого ребенка, обеспечивается развитие индивидуальных способностей и потребностей, формируется в условиях личностного выбора готовность детей к саморазвитию и самообразованию.
Ценность детства акцентирует внимание на том, что детство - это неповторимый, самоценный и отличающийся от взрослого период жизни, особая культура, характеризующаяся целостным мировосприятием, открытостью миру, чуткостью, эмоциональностью, непосредственностью, готовностью к образованию. Специфика детства требует бережного отношения к особенностям возрастного развития, к внутреннему миру ребенка, а также создания условий для взаимодействия и взаимообогащения детского и взрослого миров.
Ценность сотрудничества предполагает, что сотрудничество, партнерство, диалог, гуманное отношение рассматриваются как основной фактор образования и источник обновления образовательной системы.
Исходя из всего вышесказанного, концептуальными направлениями развития МБДОУ-Д/С№5 «Почемучка» служат:
- моделирование совместной деятельности с детьми на основе организации проектной деятельности, использования средств информатизации в образовательном процессе, направленной на формирование ключевых компетенций дошкольников;
- использование здоровьесберегающих технологий;
- совершенствование стратегии и тактики построения развивающей среды детского сада, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности;
- поддержка способных и одаренных детей;
- поддержка детей с ОВЗ и инвалидов;
- построение дифференцированной модели повышения профессионального уровня педагогов в соответствии с требованиями профессиональных стандартов;
- расширение спектра дополнительных образовательных услуг
- укрепление материально–технической базы ДОУ;
- сохранение и укрепление педагогического взаимодействия с социальными партнерами.
Проектируемая нами модель образовательного процесса определяется концепцией, основные идеи которой:
1. Право каждого ребенка, как полноценное развитие, так и на оказание ему
помощи в соответствии с функциональными отклонениями и интеллектуальными
особенностями.
2. Признание самоценности периода детства каждого ребенка, его уникальности и
неповторимости.
3. Деятельность ДОУ в режиме обновления содержания в соответствии с ФГОС ДО (реализация различных по содержанию современных комплексных и парциальных программ и технологий, их адаптация к приоритетам и специфике работы ДОУ) и его организационных форм (новые формы дошкольного образования, комплекс дополнительных образовательных услуг).
В основе концепции развития ДОУ лежит возможность комплексного подхода к диагностической, образовательной, оздоровительной работе; интеграции детей с различным состоянием здоровья, уровнем развития для достижения максимального качества образовательного процесса; создания целостной системы, в которой все этапы работы с ребёнком взаимосвязаны.
В основу реализации Программы положен современный программно-проектный метод. При этом выполнение стратегической цели и задач происходит в рамках реализации проектов по отдельным направлениям образовательной деятельности, каждая из которых представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, нацеленных на решение проблем данной сферы образовательной деятельности.
Исходя из вышесказанного, одним из аспектов Программы развития ДОУ является повышение квалификации педагогов, расширения их профессиональной ориентации в отборе современных форм педагогической и образовательной деятельности, разработка и реализация проектов, овладение педагогическим мониторингом.
Одним из главных направлений работы ДОУ , является взаимодействие педагогов и родителей (законных представителей) ребенка , которое мы видим в содействии развитию воспитанника как личности, осознающей необходимость саморазвития, воспитания собственных способностей. Успех в воспитании и образовании ребёнка зависит от взаимодействия семьи и детского сада. Эти отношения называются педагогическим сотрудничеством. Это следующий аспект программы развития ДОУ. Чтобы вовлечь родителей в решение проблем воспитания и образования дошкольников, мало традиционных форм взаимодействия. Необходимо создать систему сопровождения и консультирования семьи по вопросам формирования культуры здорового образа жизни, образования и развития детей раннего возраста, старшего дошкольного возраста, по воспитанию и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья, одарённых детей.
Таким образом, цель разработки данной концепции Программы развития ДОУ заключается в том, чтобы способствовать организации комфортного и эффективного процесса образования детей дошкольного возраста, содействовать всестороннему развитию ребёнка на протяжении всего пребывания в детском саду.
7.Содержание и направления по реализации программы развития
№
п/п |
Направления программных
мероприятий,
мероприятия
(инновационные
проекты) |
Сроки
реализации |
Исполнители |
1. Совершенствование стратегии и тактики построения развивающей среды учреждения с учётом ФГОС ДО, учитывающей принцип динамичности и развивающего обучения, возрастные, психологические, физические, гендерные особенности воспитанников, способствующей самореализации ребенка в разных видах деятельности.
Проект «Шаг вперед» |
Цель: способствовать обновлению и расширению материально-технической базы Учреждения |
№
п/п |
Мероприятия |
Сроки проведения |
Ответственные |
I этап – формирующий (апрель 2021 –август2022) |
1. |
Изучение и анализ материально-технической базы, методического и дидактического обеспечения образовательного процесса Учреждения для выявления уровня материально – технического оснащения Учреждения, для определения уровня обеспеченности образовательного процесса. |
Апрель 2021 -Август 2021 |
Заведующий,
старший воспитатель, завхоз |
II этап – конструктивный ( сентябрь 2021- сентябрь 2025) |
2. |
Расширение программного содержания Основной образовательной программы дошкольного образования, программного обеспечения воспитательно-образовательного процесса Учреждения. |
Август 2024 |
Заведующий, старший воспитатель |
3. |
Укрепление имеющейся материально-технической базы, приобретение нового современного оборудования, многофункциональных игровых центров, дидактических пособий, игрового материала, оргтехники и другое. |
Сентябрь 2021
Август 2025 |
Заведующий,
старший воспитатель, завхоз |
4. |
Проведение педагогического совета «Современные условия и требования к оснащению РППС». |
Сентябрь 2021
Август 2025 |
Заведующий, старший воспитатель |
5. |
Проведение смотра-конкурса «Лучший познавательный творческий, игровой центр». |
Сентябрь 2021
Август 2025 |
Заведующий, старший воспитатель |
6. |
Проведение смотра – конкурса «Лучший участок». |
Сентябрь 2021
Август 2025 |
Заведующий, старший воспитатель |
7. |
Проведение мастер – классов по изготовлению дидактического пособия своими руками. |
Сентябрь 2021
Август 2025 |
Заведующий, старший воспитатель |
8. |
Педагогический совет «Педагогическая мастерская». |
Август 2025 |
Заведующий, старший воспитатель |
9. |
Обновление игрового и спортивного оборудования на участках учреждения. |
Сентябрь 2021
Август 2025 |
Заведующий,
старший воспитатель, завхоз |
III этап – аналитико – результирующий ( сентябрь 2025 – декабрь 2025) |
10. |
Проведение проблемно - ориентированого анализа состояния материально-технической базы Учреждения. |
Сентябрь 2025 |
Заведующий,
старший воспитатель, завхоз |
11. |
Проведение анкетирования родителей (законных представителей) воспитанников по удовлетворенности состоянием материально – технической базы Учреждения. |
Октябрь 2025 |
Заведующий, старший воспитатель |
12. |
Определение проблем для разработки новой Программы развития |
Ноябрь 2025 |
Творческая группа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Развитие компетенций педагогических работников, необходимых для создания условий развития детей в соответствии с требованиями
Цель: способствовать росту кадрового потенциала
Проект «Активный педагог» |
I этап – формирующий (апрель 2021 – август 2021) |
№
п / п |
Мероприятия |
Сроки проведения |
Ответственные |
1. |
Корректировка нормативно – правовых документов, регламентирующих деятельность Учреждения в связи с изменяющими условиями |
Апрель 2021
Август 2021 |
Заведующий, старший воспитатель |
2. |
Изучение и выявление уровня педагогического мастерства и степени удовлетворенности педагогической деятельностью через самоанализ педагогов и руководителя |
Апрель 2021
Май 2021 |
Заведующий, старший воспитатель |
3. |
Поиск и внедрение методов повышения мотивации к личностному и профессиональному росту педагогов |
Май 2021
Август 2021 |
Заведующий, старший воспитатель |
II этап конструктивный (сентябрь 2021 – август 2025) |
4. |
Организация методического сопровождения педагогов по повышению профессионального уровня и качества работы:
-изучение, овладение и создание базы современных игровых технологий;
-разработка, апробация и внедрение авторских игровых технологий, проектов;
- создание условий для обобщения и распространения педагогами успешного педагогического опыта;
- обеспечение качества участия педагогов в конкурсах профессионального мастерства. |
Сентябрь 2021
Август 2025 |
Заведующий, старший воспитатель, педагоги |
5. |
Проведение педагогического совета «Современный педагог ДОУ. Какой он? |
Сентябрь 2021 август 2025 |
Заведующий, старший воспитатель, педагоги |
6. |
Проведение педагогического совета «Формирование и развитие профессиональной компетентности педагогов ДОУ посредством использования активных форм методической работы» |
Сентябрь 2021 август 2025 |
Заведующий, старший воспитатель, педагоги |
7. |
Проведение педагогического совета «Использование ИКТ – требование компетентности педагога в ДОУ» |
Сентябрь 2021 Август 2025 |
Заведующий, старший воспитатель, педагоги |
8. |
Проведение педагогического совета «Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагогов в ДОУ». |
Сентябрь 2021 Август 2025 |
Заведующий, старший воспитатель, педагоги |
9. |
Повышение профессиональной компетентности педагогов через курсы повышения квалификации, посещение методических объединений, семинаров, творческих групп, конференций различного уровня. |
Сентябрь 2021 Август 2025 |
Заведующий, старший воспитатель, педагоги |
10. |
Прохождение аттестации педагогических работников |
В течение всего этапа |
Заведующий, старший воспитатель, педагоги |
11. |
Работа «Школа молодого педагога» |
В течение всего этапа |
Заведующий, старший воспитатель, педагоги |
12. |
Участие самостоятельно и с воспитанниками в конкурсах различного уровня |
В течение всего этапа |
Заведующий, старший воспитатель, педагоги |
13. |
Приобщение педагогов к методической работе Учреждения: выступления на педагогических советах, работе творческих групп по разработке рабочих программ, консультаций, мастер – классов, общих родительских собраний. |
Сентябрь 2021 Август 2025 |
Заведующий, старший воспитатель, педагоги |
14. |
Стимулирование педагогов к самообразованию. Дистанционному обучению с использованием Интернет – ресурсов, создание публикаций. В виде материалов методического и научного характера( предполагается обмен передовым опытом с социальными партнерами) |
В течение всего этапа |
Заведующий, старший воспитатель, педагоги |
III этап аналитико – результирующий ( сентябрь 2025-декабрь 2025) |
15. |
Определение проблем для разработки Программы развития |
Декабрь 2025 |
Творческая группа |
3.Проект «Региональный компонент: краеведческое образование»
Цель: обеспечить качественное обновление содержания и технологий образования. |
№
п/п |
Мероприятия |
Сороки проведения |
Ответственные |
Iэтап – формирующий (апрель2021 –август 2021) |
1. |
Включение задач и мероприятий по краеведческому образованию в план работы Учреждения на учебный год. |
Апрель 2021 Август 2021 |
Заведующий, старший воспитатель |
2. |
Изучение потенциала Пителинского района ,р.п. Пителино. |
Апрель 2021 Август 2021 |
Заведующий, старший воспитатель, педагоги |
3. |
Создание творческой группы педагогов по краеведческому образованию. |
Август 2021 |
Заведующий, старший воспитатель |
4. |
Корректировка основной образовательной программы дошкольного образования. |
Август 2021 |
Заведующий, старший воспитатель |
II этап – конструктивный (сентябрь 2021 – август 2025) |
5. |
Утверждение плана работы творческой группы. |
Сентябрь 2021 Август 2025 |
Заведующий, старший воспитатель |
6. |
Проведение педагогического совета «Региональный компонент: краеведческое образование». |
Сентябрь 2021 Август 2025 |
Заведующий, старший воспитатель, педагоги |
7. |
Разработка методических материалов краеведческой направленности и их презентация на педагогическом совете. |
Сентябрь 2021 Август 2025 |
Заведующий, старший воспитатель, педагоги |
8. |
Включение задач и мероприятий по краеведческому образованию в план работы Учреждения на учебный год. |
Сентябрь 2021 Август 2025 |
Заведующий, старший воспитатель |
9. |
Участие Учреждения в конкурсах и мероприятиях для детей краеведческой направленности. |
Сентябрь 2021 Август 2025 |
Заведующий, старший воспитатель, педагоги |
10. |
Реализация проектов краеведческой направленности с участием родителей. |
Сентябрь 2021 Август 2025 |
Заведующий, старший воспитатель, педагоги |
11. |
Повышение профессиональной компетенции сотрудников по вопросам краеведческого образования (тематическое повышение квалификации, участие в семинарах, мастер – классах, конференциях, показ открытых мероприятий и пр.). |
Сентябрь 2021 Август 2025 |
Заведующий, старший воспитатель, педагоги |
12. |
Обогащение развивающей предметно – пространственной среды Учреждения по направлению ( разработаны картотеки, дидактические игры. электронные образовательные ресурсы, приобретено игровое оборудование и т.д.). |
Сентябрь 2021 Август 2025 |
Заведующий, старший воспитатель, педагоги |
13. |
Смотр – конкурс «Лучший уголок по краеведению» |
Сентябрь 2024
Август 2025 |
Старший воспитатель, педагоги |
14. |
Конкурс «Лучшее дидактическое пособие по краеведению». |
Сентябрь 2024
Август 2025 |
Старший воспитатель, педагоги |
15. |
Конкурс «Лучший проект по краеведению» |
Сентябрь 2024
Август 2025 |
Старший воспитатель, педагоги |
III этап аналитико – результирующий (сентябрь2025 – декабрь 2025) |
16. |
Подведение итогов работы творческой группы по краеведческому образованию. |
Сентябрь 2025
Декабрь 2025 |
Творческая группа |
17. |
Публикация статьи по итогам работы над проектом в 2021-2025г. |
Декабрь 2025 |
Заведующий, старший воспитатель |
18. |
Презентация методического пособия по краеведческому образованию |
Сентябрь 2025
Декабрь 2025 |
Творческая группа |
5.Повышение уровня мотивации родителей и их компетентности в области проблем воспитания, повышения качества образовательной услуги, развивая партнерство и сотрудничество |
1 |
Оптимизация модели взаимодействия детского сада и семьи. |
2021-2023 |
Заведующий, старший воспитатель, педагоги |
2. |
Разработка модели работы с родителями детей ОВЗ. Создание системы консультирования и сопровождения родителей. |
2021-2025 |
Заведующий, старший воспитатель, педагоги |
3. |
Консультирования родителей по вопросам
развития и образования детей раннего возраста |
2021-2025 |
Заведующий, старший воспитатель, педагоги |
4. |
Работа консультативного центра для
детей, не посещающих
образовательные учреждения |
2021-2025 |
Заведующий, заместитель заведующего по ВМР, педагоги |
5. |
Обеспечение обучения и реализация
системы инновационных форм
взаимодействия с родителями |
2021-2025 |
Заведующий, старший воспитатель, педагоги |
6. |
Проведение систематической
работы по выявлению уровня удовлетворённости родителей качеством предоставляемых образовательных услуг, а так же запросов родителей в рамках организации воспитательно– образовательного процесса |
Ежегодно |
Заведующий, старший воспитатель, педагоги |
7. |
Восстановление традиций семейного воспитания в оздоровлении детей и вовлечение семьи в образовательный процесс |
2021-2025 |
Заведующий, старший воспитатель, педагоги |
|
|
|
|
|
8.Прогнозируемый результат реализации Программы развития
Предполагается что:
Для детей.
- Каждому воспитаннику будут предоставлены условия для полноценного личностного роста, созданы условия для формирования познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира.
- Созданы условия для развития детей, в т.ч. для детей с ОВЗ.
- В образовательный процесс включены цифровые образовательные ресурсы, с учетом потребностей детей, педагогов, родителей.
- Разработаны индивидуальные образовательные маршруты, в т.ч. для детей с ОВЗ.
- Продолжена реализация проектов по инновационной деятельности в статусе экспериментальной площадки и муниципального методического ресурсного центра.
- Качество сформированности ключевых компетенций детей будет способствовать успешному обучению ребёнка в школе и соответствовать целевым ориентирам, представленным в ФГОС ДО.
- Модернизирована материальная база, развивающая предметно - пространственная среда ДОУ.
Для педагогов:
- Каждому педагогу предоставлена возможность для повышения уровня квалификации, профессионального мастерства и развития педагогических компетенций.
- Личные и профессиональные качества педагогических работников будут соответствовать требованиям профессиональных стандартов, в том числе оказана помощь в прохождении аттестации.
- Созданы условия для участия педагогов в реализация проектов по инновационной деятельности в статусе экспериментальной площадки и муниципального методического ресурсного центра.
- Созданы условия для трансляции опыта работы на муниципальном, областном и всероссийском уровнях
- Умеют ориентироваться в современных психолого-педагогических концепциях обучения, воспитания и здоровьесбережения, используют их как основу в своей педагогической деятельности.
- Владеют умением планировать и оценивать уровень развития детей своей возрастной группы.
- Умело используют элементарные средства диагностики.
- Умеют работать с техническими средствами обучения, видят перспективу применения информационно-коммуникационных ресурсов в образовательном процессе;
- Стимулируют активность детей, их увлеченность познавательной и практической деятельностью.
-Владеют способами оптимизации образовательного процесса путем включения в него новых форм дошкольного образования.
-Включают родителей в деятельность, направленную на создание условий, способствующих развитию, оздоровлению и воспитанию их детей.
-Владеют навыками анализа, прогнозирования и планирования своей деятельности.
Для родителей.
- Оптимизирована модель взаимодействия детского сада и семьи.
- Разработаны и реализованы проекты по работе с родителями с применением инновационных технологий в каждой возрастной группе детского сада.
- Созданы условия для получения консультативной помощи в воспитании и развитии детей, вт.ч. для детей с ОВЗ.
- Созданы условия для формирования у родителей позитивного отношения к овладению знаниями педагогики и психологии.
- Налажена эффективная система взаимодействия с социальными партнерами в рамках реализации основной программы дошкольного образования МКДОУ «Пителинский детский сад №1».
9.Оценка результативности инновационной деятельности
Логика развертывания процессов развития в каждом из пространств заключается в смене этапов и уровней развития: адаптация, интеграция, индивидуализация.
Эти этапы, с одной стороны, свидетельствуют о непрерывности и количестве трансформации изменения того или иного пространства развития дошкольного учреждения
Уровень развития
учреждения |
Критерии оценки уровня развития учреждения |
Баллы |
Низкий уровень
(адаптация) |
- реализация образовательных услуг в пределах Госстандарта;
- примат традиционного управления (единоначалие,неразвитость горизонтальных связей);
- приспособление к изменяющимся условиям
(формальное развитие/функционирование);
- результаты деятельности не выходят за рамки планируемых результатов;
- отношения между участниками образовательногопроцесса характеризуются как субъектно-объектные;
- формальное сплочение родительского,
педагогического и детского сообществ;
- максимальный результат взаимодействия – переводпедагогов, родителей и детей на позиции субъектов |
5-8 |
Средний уровень
(интеграция) |
- реализация образовательных услуг с учетом
социального заказа родителей;
- примат соуправления (родители, педагоги, дети формально участвуют в управлении, принятии непринципиальных решений):
- формальное или содержательное сплочение
педагогического, родительского, детского сообществ;
- результаты деятельности отличаются субъективной
новизной;
- отношения между участниками образовательного
процесса характеризуются как субъектно-субъектные;
- максимальный результат взаимодействия перевод педагогов, родителей, детей на позицию личностного развития |
9-12 |
Высокий уровень
(индивидуализация) |
- реализация образовательных услуг с учетом
личностных интересов и потребностей детей,
педагогов, родителей;
- примат самоуправления (педагоги, дети и родители – полноправные участники управления, принимают решения по принципиальным вопросам);
- продуктивное взаимодействие педагогического,
родительского и детского сообществ;
- результаты деятельности отличаются объективной новизной;
- отношения между участниками образовательного
процесса характеризуются как полноценное
взаимодействие личностей;
- результат взаимодействия – максимальное раскрытие каждого педагога, родителя, ребенка как неповторимой индивидуальности |
13-16 |
На этапе адаптации обеспечивается актуализация потенциала развития и саморазвития педагогов, родителей, детей, создаются условия для перевода их с позиции объекта в позицию субъекта собственной деятельности.
На этапе интеграции происходит развитие и саморазвитие средствами взаимодействия в системе «педагог-ребенок-родители» в форме творческой продуктивной деяте